Архив рубрики «Музеи и галереи»

Татос выставляет «Лорийское ущелье»

Два года назад в Армении в камерном кругу, но очень уютно и тепло отметили юбилей известного живописца Гранта Тадевосяна (Татоса). На днях он вернулся в залы, чтобы выставить свои яркие работы.

«Я вижу мир цветным и хочу, чтобы все видели его таким, потому что это истина. Искусство не для того, чтобы создавать сложности, впадать в крайнюю задумчивость. Искусство свободно, изобразительное искусство открыто», — рефреном повторяет художник. И это несмотря на жизнь, полную печали.

Отец Татоса Ованес погиб в Великой Отечественной. Мать скончалась от горя, дети — двое сыновей и дочь — осиротели. Ребенком Грант попал в детдом. Случай изменил жизнь мальчика: он познакомился с Сарьяном. Встреча произошла в 1956 году в Ереване, на выставке юных дарований, в числе которых был подросток Татос. Сарьян мгновенно выделил единственную работу Гранта, за которую он получил первое место и золотую медаль. Сарьян напутствовал начинающего живописца банальными словами: «Работай не останавливаясь». Татос так и делал. Закончив училище им. Терлемезяна и курс «Рисование и черчение» Педагогического института им. Абовяна, он трудился не покладая кисти. Выставлялся в республиканских и союзных выставках, преподавал. Несмотря на стремления, художника не признавали чиновники: до 1988 года ему не позволяли вступить в Союз художников. Объясняли они это просто: «Работы хорошие, но они не соответствуют нашей социалистической идеологии». Читать далее »

Егише Тадевосян

На окраине Еревана, там, где когда-то поселились советские рабочие и инженеры, расстилается довольно унылый пейзаж. Многоквартирки из панели, заводские трубы и только иногда — детские площадки и трава неподалеку от ярких пятен магазинов. Это улица блестящего пейзажиста Егише Тадевосяна — подумать только.

Тадевосян не жил на той улице. Он вообще из Вагаршапата — родился там в 1870 году. Русские и армяне не могут никак договориться — чей же он художник. Ведь учился в гимназии при Лазаревском институте в Москве, позже — в той же белокаменной, в училище живописи, ваяния и зодчества (выпустился в 1894 году). Читать далее »

О юбилее Терьяна

В конце января исполнилось 125 лет со дня рождения лирика-классика Ваана Терьяна. Мы немного повременили с упоминанием даты — но только потому, что официально юбилейные мероприятия начнутся 9 февраля.

Читать далее »

Сарьяну нужна помощь

2010 год — юбилейный для Мартироса Сарьяна. По традиции его будут чествовать не только на родине, но и в России, где мастера знают и любят. И мы бы и дальше сидели в предвкушении занимательных мероприятий, планировали походы в Дом-музей художника в Ереване ближе к дню его рождения, думали-гадали, что же будет в Москве… если бы не большая ложка дегтя — с горкой. В Москве как раз всё должно быть хорошо — в Третьяковской галерее 26 февраля пройдет выставка.

Читать далее »

Блестящая династия

Кто там высек золотом, что природа на детях отдыхает? После Баха-отца творили Бахи-сыновья. Отец Моцарта был выдающийся композитор, а сын — совсем не по поговорке — был ярче и гениальнее отца. А фамилия Бажбеук-Меликян? Александр, Лавиния, Зулейка. Поколения блестящих армянских художников. Хотя, надо признать, что каждое новое слегка уступало предыдущему. Но только слегка. Читать далее »

От книжной миниатюры к незнакомкам

Вторая персональная выставка, участие во многих групповых, блистательная деятельность главного худредактора солидного издательства, неожиданный переход от нежной акварели к миниатюрным иллюстрациям… А сегодня еще и юбилей продолжил увлекательный ряд событий. Замечательному художнику Ара Багдасаряну исполнилось 70. По поводу счастливо и плодотворно проведенных десятилетий в Союзе художников на ереванской улице Абовяна уже который день впускают жадную до графики (именно под этим видом изобразительного искусства организаторы экспозиции объединили работы юбиляра) публику. Читать далее »

Живопись от основоположника

Суренянц. Церковь Рипсимэ…Чехов зря переживал: Вардгес Суренянц, которому было поручено оформление новой «Чайки», уже тогда славился искусством передачи тончайших нюансов, а ведь это едва ли не главное качество служителя реформаторского театра. К известному армянину, обучившемуся в Мюнхенской академии художеств, лица из Московского художественного театра долго присматривались. А главное — Суренянц обладал даром так называемого «картинного перевоплощения» — его испанские, персидские или крымские этюды, стенная роспись армянских монастырей и наконец великолепные полотна национальной истории — мифологической и реальной — тому подтверждение. Это понимали даже в Мариинке — собственно, в Мариинский театр в Петербурге художника пригласили еще до того, как он попал в МХТ. В императорском театре он оформил сцену для балета «Пираты» и оперы Антона Рубинштейна «Демон».

Читать далее »