Архив рубрики «Имена и образы»

Книжные новости

Вчера — «Ритм и движение» от джазмена, сегодня — «Григор Нарекаци и духовная культура Средневековья», а через месяц — выставка в Женеве. О книжных новинках и новостях — сегодня.

«Ритм и движение» — книга знаменитого Чико (Армена Тутунджяна), презентованная накануне в центре искусств «Нарегаци» в Ереване. Издание адресовано отнюдь не широкому кругу, а специалистам — состоявшимся и начинающим. Но «Ритм и движение» — это не банальный мастер-класс, переложенный на бумагу. В книге Чико делится секретами собственного мастерства, что-то явно подсказывает, но в основном, как он сам отметил, отчитывается… перед собой.

Читать далее »

«Артавазд» по блату

Позавчера, в День театра, в Армении раздали национальную премию — «Артавазд». Церемонию посвятили юбилею актера Хорена Абрамяна, но запомнилась она громким скандалом.

Что могло взорвать артистическую среду на вручении премий за достижения в области классического искусства? Дело не в зависти и конкуренции, которая царит в любом закулисье. Армянская театральная среда, оказывается, не желает отставать от правительственной: «Артавазды» раздавали по блату.

Театральная коррупция — суть то, что уму непостижимо. Любая дрянная постановка вмиг отметет публику. Театр зачахнет, если в нем не будет талантливых деятелей. И премия, выданная по блату, ничем не поможет ее новоиспеченным обладателям, если они в театре люди чужие. Но в Союзе театральных деятелей Армении не умеют мыслить широко, выходя за рамки «блатного» представления об искусстве. Потому прямо во время церемонии вручения «Артавазда», в знак протеста, театральные критики и другие участники вечера покинули зал.

Читать далее »

Из тифлисских талантов: Борис Отаров

В первой четверти прошлого века в армянской семье, обосновавшейся в Тбилиси, рос одаренный художник. Но занялся искусством он позже. Своеобразного живописца, запомнившегося выразительными полотнами, считают шестидесятником-бунтарем. Смотрите шире: Борис Отаров не только бунтарь.

Индивидуалистический мастер сразу вывел собственный почерк — и все его сразу запомнили. Отаров писал в рамках абстракционизма, но насытил свою живопись той эмоциональностью, которая вдребезги разбивала эти рамки, будто они из хрупкого стекла. Впитав творчество других художников, в особенности Ван Гога, у которого он заочно учился цветомастерству — переводу впечатлений и идей на язык… цвета, он создал сложную, богатую живопись. Слои краски питаются энергией художника, на поверхность холста выступает законченная работа — а мы, несколько робея, подолгу разглядываем ее, разгадывая тайну притяжения картин Отарова.

Читать далее »

«Пепельница» с экрана поведает о тайнах

После длительной комы армянское кино возвращается к жизни. Так, по крайне мере, хочется думать! Как огнем раздувается надежда — каждый раз, когда случается очередная премьера на большом экране. И чем меньше промежуток между показами новинок, тем прочнее мысль: после длительной комы армянское кино возвращается к жизни. Вопрос художественного качества фильмов вторичен. Наладить бы сначала кинопроизводство, как во времена былой славы… К чему эта тирада? К премьере очередного фильма, снятого в Армении. Завтра пойдем смотреть «Пепельницу».

Читать далее »

Две выставки: эксперимент и классика

Дотошным, любопытным, с неограниченным мышлением: выдержите ли вы 33 вариации классического полотна? В НПАКе такой художественный эксперимент называется «Симулякрум». Нарек Аветисян что только не нафантазировал к выставке, даже образ актрисы Скарлетт Йоханссон проступает… Для любителей более классического подхода к искусству работает юбилейная экспозиция Ованеса Тер-Тадевосяна. Выбирайте.

Читать далее »

В Москве покажут «Три цвета одной радуги»

Три художницы (все трое — наши соотечественницы) на будущей неделе представят свою живопись. 22 марта в галерее «Нагорная» в Москве откроется экспозиция «Три цвета одной радуги», составленная из работ Нины Габриэлян, Наиры Степановой и Астгик Акопян.

Наира Степанова пояснила: «Три цвета — три мира совершенно разных, по-разному проявляющих себя, но, при этом, взятых из одной радуги, живущих в одной вселенной эмоций и настроений. Какими мы разными бы ни были, все мы — цвета одной радуги». Радужную экспозицию составят 130 работ, выполненных в разных стилях и технике: у Нины Габриэлян — живопись, созданная маслом и акрилом, у Наиры Степановой — графика в точечной смешанной технике, а Астгик Акопян представит коллажи.

Читать далее »

К 90-летию Адама Худояна

Композиторы (слева направо) Арутюнян, Мирзоян, Худоян, Бабаджанян с профессором Московской консерватории Б. Асафьевым (в центре). 1946 г.

Вечером Дом камерной музыки заполнят дивные звуки. Адаму Худояну, композитору из армянской «могучей кучки», посвящен концерт: в этом году маэстро исполнилось бы 90.

Государственный Квартет имени Комитаса сыграет произведения композитора-юбиляра. Худоян создал внушительный объем прекрасной камерно-инструментальной музыки, в том числе Квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Среди наиболее узнаваемых произведений Худояна — Второй концерт для виолончели с оркестром, Соната для виолончели, романсы на слова Чаренца…

Экспрессивная гармония, необычная ритмическая ткань, тонкое переплетение национальных традиций и современной интонации, — на таких определениях чаще всего сходятся музыковеды. Им создано такое множество симфонических, хоровых произведений, музыки для театра и к кинофильмам.

Читать далее »