Архив рубрики «Имена и образы»

В свет вышла уникальная антология армянской литературы

Вниманию тех, кто с грустью озирается на полки в библиотеках и книжных лавках: свет увидело уникальное издание «Армянская историческая проза и поэзия V—XVIII вв.». Антология создана по проекту… Валерия Брюсова. Читать далее »

Этот глубокий и тонкий Эгоян

Атом ЭгоянКартинно красивый режиссер, одетый (природой или временем) в образ безупречно интеллигентного — деликатного и тонкого — человека. Разочарованные женщины, перешептываясь, говорят о таких: «Поставила бы в колбу — любоваться…». И заботит его, оказывается, не иллюстративная красота любви, с вкраплениями поэтических цитат… Атома Эгояна волнуют серьезные темы — как серьезного армянского мужчину.

Если история, то самая страшная ее страница. Если брак, то глубинные сложности взаимоотношений. И главное — однозначных ответов на заданные в его фильме вопросы всё равно нет. Мастер-индивидуалист, прочно занявший нишу интеллектуального кино, поднимает неисчерпаемые темы — и наводит на серьезную работу мозга и души.

Эгоян многообразен, хоть его почерк угадывается с первых кадров. И деликатность не утрачивается по зову сюжета — взять тот же «Арарат», драматургия которого выстроена так, что нет паники при просмотре: это кино в кино! И увлечение символами не переходит в спекуляцию ими — рассыпанный в аэропорту гранат, кровь, которая сочится из зерен, дивно задевают национальную память.

Читать далее »

В Армении снова раздали «Артавазды»

«Артаваздов» стало больше. В День театра театр имени Пароняна принимал публику и вибрировал — от оваций, устроенных 11 номинантам на соискание премии. Когда же объявляли имена победителей — главная люстра шла ходуном. Мы, конечно, слегка преувеличиваем эффект, но в целом идея верна: в Армении с любовью наградили лучших служителей Мельпомены. И главное — не забыли про художественно-технический состав театра: в этом году впервые была вручена премия и в этой номинации.

Читать далее »

Неуемный Гарзу

Гарзу. Пашущий. 1957

Гарзу. Пашущий. 1957

…И всё же Франция, в особенности узкие улочки Парижа, магическим образом влияют на армянский ум и визуалитет. Под солнцем Монмартра наши художники расцветают как нигде. Вот и Гарзу, в оригинале — Гарник Зулумян. Он прославился как великий иллюстратор, но вовсе не ограничивался этим жанром.

Обычно так и бывает — родился на Востоке, а прославился на Западе. Зулумян появился на свет в 1907 году в семья армян, обосновавшихся в Алеппо, Сирия. В юности переехал в Париж, чтобы закончить там школу архитекторов. Формировался как мастер широкого профиля в стенах нескольких художественных школах. В 1939 году он созрел до официальной персональной выставки — и на ней его приняли и признали как крупного творца. С тех пор с почестью Гарзу принимали везде, где он появлялся. В 1956 году ему вручили рыцарское звание «Легион чести», в конце 70-х избрали членом Академии изящных искусств Франции и наградили Национальным орденом Франции «За заслуги». И так далее. Достаточно упомянуть, что сегодня работы Гарзу выставлены в сотне музеев мира, а самое известное творение художника — цикл картин «Апокалипсис» — хранится в армянской церкви Святого Саака в Маноске неподалеку от Марселя. И наиболее внушительный признак успеха: почтовые марки Франции украшают крошечные репродукции полотен художника.

Читать далее »

Планы на выходные

Пятница. Весна. Хорошая погода. Планы на три вечера — отличное настроение, культурное времяпрепровождение. По традиции «Армянский салон» намечает три повода подзарядиться дополнительной порцией художественных впечатлений.

Читать далее »

И снова «Дом, в котором…»

Фрагмент обложки книги «Дом, в котором…»

Фрагмент обложки книги «Дом, в котором…»

Такого головокружительного успеха, обнявшего автора одной книги и приподнявшего его на голову выше остальных, уже и не припомнить. Жила-была ереванский художник, детей растила. И вдруг — феноменальное литературное открытие. Самый модный писатель, взорвавший протухшее в потребительских головах представление о современной прозе. Оказывается, сегодня не только рождаются большие книги — терпкие и монументальные. Они не только приживаются — но даже становятся культовыми.

Вышеозначенное — слабая попытка передать значение труда Мариам Петросян, которая десять лет жизни потратила на написание книги «Дом, в котором…». Книгу и так чествуют, автору досаждают стаи журналистов и критиков, пишущих преимущественно восторженно… Теперь вот еще один признак успеха: литературные премии, причем российские («Дом, в котором…» написан на русском).

Читать далее »

Афиша на выходные: посмотреть и послушать

Выходные почти начались, и мы рекомендуем провести остаток пятницы в думах о том, куда пойти за большой и малой культурой. Обилие весенних афиш несказанно вдохновляет, и «Армянский салон» провел почти всё утро за их изучением, чтобы составить план действий на три ближайших вечера. Итого в программе оказались: вечер анимации, выставка полотен и концерт народной музыки.

Три дня подряд (сегодня последний) оригинальная Наира Мурадян, аниматор со стажем и очаровательная женщина, обменивается энергией с аудиторией. Вначале показ мультфильмов, затем — обсуждение, переходящее в неформальное общение. Всего — восемь фильмов, в том числе «Маленький солдатик», «Дорога», «Дерево детства», «Прибрежный ветер» и другие. Наира родилась в Ереване в семье художников. Рисовать фильмы она начала еще в 80-е, на студии «Арменфильм». В списке несомненных побед Мурадян — 22-минутный цикл миниатюр на стихи армянских поэтов. Мы непременно пойдем в центр «Нарегаци» к 19 часам.

Субботнюю часть намеченной программы можно реализовать днем или даже с утра — посетив выставку художника-юбиляра Фараона Мирзояна. Читать далее »