Архив рубрики «Имена и образы»

Еще одно слово о «Еще одной жертве»

На спектаклеВ главном театре драмы дают «Еще одну жертву». Два с половиной года назад случилась премьера от Аиды Ованнисян по сочной пьесе отца современной национальной драматургии.

«Пэпо» еще не обнародована, мировой славы еще нет — не все чувствуют, что Сундукян наделает шуму и вскоре перевернет армянский театр, но мастерство автора уже вскипело. В пьесе «Еще одна жертва» (1870) комическое, вывернутое наизнанку и ставшее привычным в его ранней драматургии, уступает место драматическому с крепким налетом критики в адрес неприятной, в то время особенно, буржуазии. Взамен — защита свободы личности в условиях социального угнетения (вспомните образ Микаэла). Пьесы Сундукяна, а «Еще одна жертва» не исключение, отличаются безупречной композицией, точным изображением старины, а персонажи его наделены неповторимыми чертами, острой характерностью, поэтому не имеет значения — главные они или эпизодические. Потрясающий мастер слова, в особенности театрального, сочинил череду великолепных диалогов, а часть срывающихся с уст его героев слов давно растаскана на цитаты.

Читать далее »

Фестиваль по драматургии: смотрим спектакли по Айвазяну

Фестивали спектаклей, фестивали фильмов, даже отдельно анимационных… какого угодно жанра. Ереван с любовью принимает артистов, режиссеров и даже — постановщиков спектаклей по конкретной драматургии. Первый театральный фестиваль по пьесам армянского автора Агаси Айвазяна открылся накануне спектаклем «Глаз на затылке».

Читать далее »

«Манюня»: книга счастья

Брызги солнечного детства — не вымышленного, а настоящего, искрящегося чувствами, воспоминаниями и признаками счастливейшего времени, долетели до тысяч (пока до тысяч) людей. Удалите скепсис немедленно, сотрите навечно ухмылку: вы не держали в руках «Манюню» блистательной Наринэ Абгарян. Обаяние, великодушие и отменный слог, приправленный уместным юмором, но главное — отличная память на детство, способность вернуться в него и поделиться им. «Манюня» — практически единственный пример в русскоязычной литературе, идеально подходящий под это описание. А Наринэ пишет мастерски, с неподдельным азартом, с любовью и… так, что книгой зачитываются и взрослые, и дети. Читать далее »

«Киноосень» наступила вчера

Месячный киномарафон начался накануне. Сто фильмов национального кино разного времени — к показу в столице и областях.

Фестиваль национального кинопоказа «Киноосень» открыл фильм Артавазда Пелешяна «Мы» — несколько об истории армянского кино, немного о его крупнейших деятелях. Выбор организаторов пал на ленту вполне закономерно. Фильм вышел в 1969 году, запомнился композицией, построенной на стремительной музыке темпераментного Хачатуряна. «Когда я называл фильм «Мы», я имел в виду армянский народ, но и он лишь часть куда большего «мы», — утверждал автор. Читать далее »

Выходные: «Амазгаин» и выставки

Актеры театра

Спектакль в театре Мастера с участием молодых энтузиастов — это раз. Выставка графики в «Нарегаци» — это два. «Цветы для Еревана» в преддверии Дня города — это три. Ниже — выборочная афиша на выходные.

Несколько недель назад любимое детище Соса Саркисяна распахнуло двери, объявив о начале нового театрального сезона. Если быть точнее, то двери не свои, а театрального института: пока что замечательная труппа театра «Амазгаин» пребывает там — своего здания нет. Но мы не об этом, хотя проблема острая. Читать далее »

Раффи Адалян приглашает

Раффи Адалян показывает свои работы в Музее современного искусства. Организаторы вскользь упоминают, что повод к ней — 70-летие художника, но по сути экспозиция символизирует, по нашим ощущениям, очередную веху в биографии Адаляна.

Художник живет не в Ереване, а в Лос-Анджелесе — там всё иначе, и Адалян впитал достаточно воздуха Города Ангелов. С 1992 года он, утонченный художник, вполне состоявшийся здесь, работает там, где действует крупнейший музей современного искусства, где предельно строги к каждому мазку живописца — актуально ли он выглядит… Там он прижился, но крепко держится за корни. И приезжает к нам — с выставками. Читать далее »

«Сплетенные параллели»: первые впечатления

В тщательно прибранный дом, символ многовековой безмятежности северных племен, врывается южанин с лицом Сержа Аведикяна. Сбежавший из плена армянин поет народные песни, ломает дрова и любит хозяйку, которая, между тем, ждет мужа с войны — но не дожидается: почтальон приносит «похоронку». С того момента судьба норвежки Ханны, соскучившейся по супружеству, меняется. Читать далее »