Три ухода
Три звезды, каждая – на своем небосклоне, ушли друг за другом, когда 2010 год сменил 2011. Актер Ким Ерицян, дирижер Оган Дурян и переводчица Анаит Баяндур – их нет больше с нами.
Три звезды, каждая – на своем небосклоне, ушли друг за другом, когда 2010 год сменил 2011. Актер Ким Ерицян, дирижер Оган Дурян и переводчица Анаит Баяндур – их нет больше с нами.
Хлопья снега так и не упали на Город, но Рождественский пост только начался, поэтому следует быть смиренным и терпеливым.
Год почти ушел. Он выдался сложный и разнообразный, с оттенками радости и сожаления, ощущением приобретений и, увы, потерь. Мы наблюдали отличные премьеры, любовались новыми изданиями и выставками, слушали музыку и ходили на фестивали кино; пробовали блюда с армянского стола, отмечали праздники, а временами — грустили по ушедшим героям.
Но мы довольны. Жизнь продолжается, произведения создаются, впечатления — накапливаются, а значит, армянская культура живет и развивается.
Без утомительных подробностей — но от всего сердца. Поздравляем всех посетителей «Армянского салона» с наступающим Новым годом и Рождеством! Давайте будем здоровы, благоразумны, благополучны! Пусть 2011 принесет нам счастья. Спасибо, что провели 2010 с нами. Мы ждем вас к Рождеству, а пока — приятных каникул!
Семья поэта, друзья, другие творцы, критики и историки литературы и просто большие знатоки наследия Ованеса Шираза собрались в Национальной библиотеке, чтобы вволю наговориться о поэте.
В тот день (еще 15 декабря) звучали рассказы-воспоминания тех, кому довелось знать Шираза лично. Давид Саргсян, Самвел Мурадян, Ара Папанян, Нарине Хачатрян, Размик Дарбинян с любовью, не упуская забавные детали, смешные ситуации, рисовали словами портрет Шираза. Он получился прямой и остроумный, как и все гюмрийцы, тонкий и проницательный, меткий и непреклонный. Самвел Мурадян вспоминал: в 1974 году литературовед Сурен Агабабян сообщил Ширазу, что ему присуждают орден Ленина, на что поэт прямолинейно ответил: «А что взамен хотят? Мое молчание купить?». Было это сказано после жестокой травли, котору устроили Ширазу. Под петицией против поэта не постеснялись подписаться 26 членов Союза писателей.
«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью», — насмешливо пропевал художник и размывал краски по поверхности. Армянин «на 150 %», потому что даже мачеха была армянка, наподобие Параджанова, без устали и в любых обстоятельствах — сколько себя помнил — был художником. Вы узнали шокировавшего всё окружение и даже окружение его окружения? Правильно, Вагрич Бахчанян его звали.
Художник слова — вовсе не пафосное самоопределение (Бахчанян на редкость был находчив и обо всем имел собственное мнение). Так сложилось — в его натуре пересеклись слово с визуалитетом, и фантазия породила худпроект с литературным элементом в центре.
Почему мужчины так нежно рисуют? Акварель в их руках более прозрачна, формы — благообразнее, женщины — сказочнее, и даже портрет художника с тяжелой судьбой рождает не бурю резких брутальных чувств, а стаю порхающих, как бабочки, эмоций. Потом они ложатся в мозаику сильного потрясения, бесспорно. Но исполнение — тонкое, как из-под кисти дамы, но ведь дамы редко брали кисть в руки… Мы не о Жансеме, нет, хотя он из того же ряда живописцев. Итак, несколько слов о Феликсе Егиазаряне.
Художник родом из Еревана (1947), и вовсе не Париж, как в случае с Жансемом, сформировал его ощущение живописи. Биографы отмечают, что в раннем детстве он развлекался, пробуя эффект акварельных красок. Школьником посещал студию рисунка в Доме пионеров, а когда окончательно созрел пойти в профессию, поступил в училище имени Терлемезяна. Там и озарило молодого Егиазаряна: один классик сменял другого, оставляя глубокие отпечатки на воззрениях начинающего творца.
Курды выдумали существование дома Чаренца в Карсе, чтоб набить карманы. В действительности родительского дома великого поэта нет — он давно разрушен. С доказательствами выступили вчера исследователи армянской архитектуры.
Дом поэта Егише Чаренца в Карсе (ныне в составе Турции) — миф, который придумали тамошние курды для привлечения туристов, заявил директор Общественной организации по исследованию армянской архитектуры (Research on Armenian Architecture) Самвел Карапетян. «Отчего дома поэта не существует уже очень давно. То, что показывают туристам, — развалины, не имеющие никакого отношения к Чаренцу», — заявил Карапетян на пресс-конференции.