Архив рубрики «Имена и образы»

Другой автор «Маскарада»

Эдгар Оганесян (крайний слева), Арам Хачатурян и другие

Эдгар Оганесян (крайний слева), Арам Хачатурян и другие

Обычно большинство разговоров об армянских композиторах сводится к упоминанию небольшого списка основных (знакомых самой широкой публике) имен: Комитас, Хачатурян и в лучшем случае — Мансурян. Но в реальности следует перечислить имена десятков, если не сотен композиторов, повлиявших на ход истории национальной музыки. Среди выдающихся творцов, например, Эдгар Оганесян.

Читать далее »

В Третьяковке выставлен весь Сарьян

В стране, где Сарьяна всегда любили, пожалуй, больше, чем где-либо, развернулась эксклюзивная выставка его полотен. По случаю 130-летия мастера, которое наступило 28 февраля, в Третьяковке в Москве впервые одновременно экспонируются шесть десятков работ художника — то есть практически всё, что хранится в галерее.

Российская пресса еще загодя писала о событии, и внимание общественности не отхлынуло от сарьяновской выставки, даже несмотря на то, что в Москве все помешались на аналогичном событии — прибытии Пикассо в Пушкинский. Здесь было бы уместно черкнуть пафосное предложение о том, как когда-то пересеклись пути двух великих колористов, а сегодня соседствуют в Москве на беспрецедентных выставках, но… Сарьян и Пикассо так и не встретились друг с другом, хоть армянский художник и жил подолгу в Париже, его с упоением изучали ведущие французские искусствоведы. Читать далее »

Великий о великих

Сос Саркисян на презентации книгиПятничным днем, продираясь сквозь блики уходящего февраля, десятки молодых ереванцев, вооруженных фотокамерами, бежали к книжному магазину. Шутка ли — величайший актер из ныне живущих (дай Бог ему долгих лет!) презентовал свою книгу.

Увесистое издание «Разорванное время», вышедшее в Москве на русском, состоит из двух частей. Первая — одноименная повесть о крестьянской семье Мовсеса, жившей под тяжестью большевизма. Вторая часть — воспоминания и размышления, в которой чередуются имена великих, работавших с автором — Сосом Саркисяном.

Человек, излучающий добро. Встретил каждого, кто подкладывал книгу («Можно автограф?»), улыбкой и терпением, несмотря на тяжесть лет: «Как зовут тебя?».

Читать далее »

Средневековая басня

Человечество придумало такой литературный жанр, в котором красноречиво отражается сатирический талант отдельно взятого народа — со всеми его нюансами, особенностями менталитета. Армянский народ не остался в стороне от басни и сочинил целую стопку ярких и смешных поучительных историй. Мы вспомним сегодня двух главных представителей басенного творчества — Мхитара Гоша и Вардана Айгекци.

Читать далее »

Паронян, отечественный сатирик

Грачья Нерсесян в роли Багдасара

Грачья Нерсесян в роли Багдасара

Армянский театр прочно ассоциируется с Сундукяном, Адамяном и Пароняном. Разумеется, список блистательных деятелей сцены значительно длиннее, но первые три имени принадлежат тем, кто не только самозабвенно служил национальному театру, но вошел в его историю с эпитетом «крупнейший». Сундукян — отец современной драматургии, Адамян — крупнейший трагик, а Паронян — главный сатирик нового армянского театра. О нем и поговорим.

Акоп Паронян, как и Сундукян, Адамян (впрочем, как и все великие), служил не только театру — но отечеству. Прежде чем отметим его бесспорную художественную мощь, напомним, что Паронян одним из немногих острым пером выдающегося сатирика показал, что манипуляции великих держав дали возможность Абдул Гамиду ужесточить меры против армянского населения империи. Паронян не остался в стороне от той статьи Берлинского трактата, в которой великие державы занимались пустословием: обещания провести реформы в Западной Армении не имели под собой правовой основы. Паронян понимал и доводил до армянской общественности тот факт, что турецкие правители намеренно сокращали процент армянского населения в гаварах. Классик призывал народ к самообороне, случись что…

Читать далее »

Татос выставляет «Лорийское ущелье»

Два года назад в Армении в камерном кругу, но очень уютно и тепло отметили юбилей известного живописца Гранта Тадевосяна (Татоса). На днях он вернулся в залы, чтобы выставить свои яркие работы.

«Я вижу мир цветным и хочу, чтобы все видели его таким, потому что это истина. Искусство не для того, чтобы создавать сложности, впадать в крайнюю задумчивость. Искусство свободно, изобразительное искусство открыто», — рефреном повторяет художник. И это несмотря на жизнь, полную печали.

Отец Татоса Ованес погиб в Великой Отечественной. Мать скончалась от горя, дети — двое сыновей и дочь — осиротели. Ребенком Грант попал в детдом. Случай изменил жизнь мальчика: он познакомился с Сарьяном. Встреча произошла в 1956 году в Ереване, на выставке юных дарований, в числе которых был подросток Татос. Сарьян мгновенно выделил единственную работу Гранта, за которую он получил первое место и золотую медаль. Сарьян напутствовал начинающего живописца банальными словами: «Работай не останавливаясь». Татос так и делал. Закончив училище им. Терлемезяна и курс «Рисование и черчение» Педагогического института им. Абовяна, он трудился не покладая кисти. Выставлялся в республиканских и союзных выставках, преподавал. Несмотря на стремления, художника не признавали чиновники: до 1988 года ему не позволяли вступить в Союз художников. Объясняли они это просто: «Работы хорошие, но они не соответствуют нашей социалистической идеологии». Читать далее »

Афиша на выходные: наш выбор

Афиша на выходныеЕреван, раскачиваясь, выходит из зимней спячки. Хоть в уходящем сезоне не мело и не морозило, афиши, тем не менее, привлекали нас реже, чем летом и осенью. Хорошо, что выходные не за горами, можно выбрать места на все три вечера — сегодня, завтра и послезавтра, чтоб внести в жизнь заметное оживление. Выбор «Армянского салона» пал на два концерта и одну театральную премьеру.

В концертном зале имени Хачатуряна дирижер Айк Давтян из Франции проведет занятный, судя по программе, вечер. Под взмах его палочки будет солировать пианистка из Америки Софья Меликян. Музыканты представят свою версию произведений Равеля, Сен-Санса и Шабрие, хотя было бы правильнее упомянуть Шабрие первым — это он, будучи композитором-романтиком, оказал существенное влияние на более поздних Равеля и Сен-Санса. Утонченная французская музыка в исполнении темпераментных армян, пусть даже живущих не на родине, — прекрасная перспектива, доверьтесь нашему выбору.

Читать далее »