Архив рубрики «Имена и образы»

Афиша: куда пойти в выходные

Известный пианист желает подарить нам музыку европейских композиторов. Мы не против — ждем с нетерпением! Но планов — громадье. После концерта — отправиться на альтернативный арт-фестиваль, а затем — удивиться детской выставке о войне. И всё это — в наступающие выходные.

Читать далее »

О гениальной Гаяне

Параджанов считал ее гениальной. Тарковский был влюблен в ее творчество. Тонино Гуэрра, восхищенный ее талантом, снял фильм… В Национальной картинной галерее сегодня открывается выставка работ безвременно ушедшей Гаяне Хачатурян.

Гениальных художников легко определить. Их полотна моментально выделяются на фоне даже выдающихся. Картины Гаяне Хачатурян — гениальны. Это не частное мнение, это данность, принятая в художественном сообществе. Работы Хачатрян входят в собрания галерей и музеев по всему миру. Ее почитали крупнейшие творцы: Мераб Мамардашвили, Владимир Спиваков, Алла Демидова, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Михаил Туманишвили, Отар Иоселиани, Гия Канчели… К ней в Тбилиси (о, да, она представляла армянский цвет Грузии), будто паломники, приходили поэты, художники, актеры. Папа Римский Иоанн-Павел II однажды посетил ее мастерскую в Тбилиси — и испытал, по словам очевидцев, истинный восторг. Йоко Оно, ознакомившись с полотнами Гаяне, воскликнула: «Неужели в России [тогда — СССР] есть такие художники!». И отправила к художнику операторов, чтобы те запечатлели ее картины. Читать далее »

К юбилею Шираза

Дом-музей Шираза в Гюмри

Дом-музей Шираза в Гюмри

Душа поэта струится теплом и болью. Как город, омытый горем, но живучий и щедрый — камень на камне, цветок из-под камня, вода из-под камня, точно бьющая холодным ключом. Как лица, меняющиеся от строк о матери, проступающих мелким почерком на желтеющей бумаге… Отворив дверь в его дом, впустив свет в угол, оглядев периметр тишины и духа, перечитав слова, выйти снова на Варпетац и вздохнуть от просветления, подаренного Ширазом.

Гюмриец Шираз — тот редкий поэт, который вывернул себя наизнанку в своих строках. Жизнь его, насыщенная печалью и светлой грустью, мысли и устремления — всё отразилось на бумаге. Шираз мог повторять без устали: «Моя биография — это мои стихи».

Читать далее »

В Ереване открывается музей Галенца

Картина ГаленцаВ Армении полно белых пятен, которые пора закрасить. Сколько художников, выдающихся и известных, не имеют музея в своей собственной стране! Совсем недавно мы сетовали на то, что Гайфечян в таком положении. Но вот — хорошая новость. Сегодня, по случаю столетия художника Арутюна Галенца, в Ереване открывается его музей.

Строго говоря, в столице открывается музей супружеской пары — Арутюна и Армине Галенц. В этом году музе художника исполнилось бы 90. Армине была ученицей Арутюна, позже стала его женой.

В коллекцию музея, рассказала директор культурного фонда и музея «Галенц» Лариса Катасанова, войдет около 400 живописных и графических работ и документальный архив — материалы о жизни художественной четы. Музей был построен на базе дома-мастерской семьи Галенц (он находится на одноименной улице в Ереване). Второй этаж отведен жизни и творчеству Арутюна, а третий — Армине. «Мысль об открытии музея возникла на следующий день после смерти художника, в 1967 году, когда нас навестили председатель горсовета Еревана, глава управления по культуре и другие государственные деятели. Они обещали, что обязательно будет построен музей Галенца, потому что в те времена он был поистине народным художником, и его творчество невозможно было не принять во внимание. Однако, как вы видите, в течение 42 лет ничего произошло, и наша семья сама решила построить музей», — поделился с нашими коллегами наследник художников Серо Галенц. Читать далее »

Вальмар

Вальмар. Безразличие. 1990Буйство форм в пределах тонкой и строгой художественной соразмерности. Извлечение внутренних слоев художественной идеи. Царство прекрасного на полотнах. Узнаете неизменные черты художников из Гюмри? Прибавьте к этой традиционности индивидуализм, цветущий в голове, — и получится выдающаяся творческая единица, например, Вальмар.

Каждый год, в разгар весны художник Володя Маргарян (Вальмар) приглашает друзей, коллег и почитателей на свою персональную выставку в собственной галерее. Экспозиция по традиции открывается в день рождения Вальмара — 21 апреля. В небольшой галерее живописец выставляет избранные картины. В этом году он отобрал то, что было создано в 2009 году, тема выставки — природа и, что еще занимательнее, человеческая борьба, о которой Вальмар говорит так: «Живя мечтами о будущем или прошлом, человек топчется на месте. Только жизнь настоящим передает художнику необходимые импульсы для вдохновения и создания новых работ».

Читать далее »

И снова Горки

Горки в Центре «Кафесджян»Имя Аршила Горки, самого известного на Западе армянского художника, весной произносится чаще всего. То турки, не справляясь с привычной тревогой, протестуют по поводу выставки работ мастера, то армянские искусствоведы подчеркивают величие художника именно в связи с Днем памяти жертв Мец Егерна. Весьма символично: судьба самого Горки резко изменилась 24 апреля 1915 года.

…С тех пор, как его вынудили покинуть родной Ван, многое изменилось. Аршил вырос, овладел искусством живописи, стал одним из лидеров мирового абстрактного экспрессионизма. Уже при жизни его считали одним из влиятельнейших американских художников. Его картины выставлены в крупнейших галереях США и в главном европейском музее современного искусства — Tate Modern в Лондоне. Полотна Горки висят как напоминание об извечном грехе варваров, занявших Константинополь. И они не могут не нервничать, и нервы сильно сдают в апреле, как водится.

Читать далее »

Программа на выходные

Из спектакля «Трехгрошовая опера»

Из спектакля «Трехгрошовая опера»

Долгожданная премьера в театре, который всегда удивляет. Групповая выставка, посвященная главному вдохновителю современных художников. Концерт ансамбля народных инструментов строго по пригласительным. Выходные определенно пройдут под флагом рафинированного эстетизма, но попасть в заветную стихию может любой, не только выпестованная элита.

Премьера сезона — «Трехгрошовая опера» в театре, где художественным руководителем служит Сос Саркисян. «Амазгаин» славится весьма редкой в современном театре способностью создать естественное, без шероховатостей, сочетание динамики и высокой художественной ценности. Как им удается — понятно: Сос Саркисян — один из тех немногих, кто плоть от плоти принадлежит настоящему театру. И потому даже история про хорошо организованную преступную группировку становится крупным событием. Сегодня вечером — один из премьерных показов музыкального спектакля, не пропустите.

Субботу мы посвятим выставке памяти Генриха Игитяна в Музее современного искусства.

Читать далее »