Архив рубрики «Музеи и галереи»

О гениальном Кочаре

Кочар. Человек-город

Кочар. Человек-город

Никогда не быть начинающим художником. Опередить время почти на столетие. Отказаться от триединства и ввести новое измерение. Быть новатором во всём. Изобрести новые технологии, аппарат для ваяния и электрическую зажигалку в придачу. Стать основателем современной армянской живописи… Сегодня ровно тридцать лет со дня смерти великого Ерванда Кочара.

В Ереване находится «исключительный центр исторического авангарда», как его называют, – музей Ерванда Кочара, действующий уже 25 лет. Он был открыт на месте мастерской художника, а сейчас являет посетителям скульптуру, графику и живопись всех периодов творчества Кочара, фотографии, документы и печатные издания, отражающие многомерную и плодотворную жизнь гениального, как признавали в Европе, художника.

Читать далее »

Горькая участь Горки

Аршил Горки, «Водопад»

Аршил Горки, «Водопад»

В лондонской галерее Tate Modern особняком, но ярким, почти агрессивным пятном висит единственная здесь картина армянина Аршила Горки. Жадные до абстрактных композиций посетители, привыкшие, в общем, к самым неожиданным мазкам, зачарованно всматриваются в «Водопад» Горки. На полотне – застывшие фигуры в кайме, обилие резкого желтого. Горечь или злость, а может, что-то другое, но в любом случае в зале почти слышны те самые вибрации души художника. Оно и понятно: Аршил Горки (Arshile Gorky) прожил короткую, полную грусти жизнь.

Читать далее »

На месте уникального некрополя появится музей

Обнаруженные на территории некрополя керамические изделия

Обнаруженные на территории некрополя керамические изделия

Неподалеку от Аштарака (город в области Арагацотн в 30 километрах от Еревана), ровно в том месте, где археологи раскапывают чудо-некрополь «Неркин Навер» (в переводе с древнеармянского означает «нижние могилы»), появится новый музей. Но уже 1 сентября в Музее истории Армении начнется выставка артефактов, найденных на этой же территории.

Читать далее »

Вниманию любителей музеев и заповедников

Армения, Сюник

Армения, Сюник

В Армении столько достопримечательностей, сколько камней. Туристам, прибывающим с краткосрочным визитом, везет намного меньше, чем жителям страны: первым некогда охватить всё, а последним позволено насладиться красотами и памятниками, а также музеями и заповедниками в разное время года, обстоятельно и смакуя подробности. Гостям Армении остается лишь  воспользоваться некоторыми нововведениями, чтобы успеть посмотреть как можно больше.

Весь летний сезон (а лето у нас длинное — аж до конца октября) часы посещения экспозиций в действующих ереванских музеях таковы: с 11 до 19. А для тех, кто плохо видит, внедрена другая инновация. Впервые в Армении информация на указателях исторических памятников будет доступна людям с плохим зрением или отсутствием оного. На сегодня готовы специальные таблички к монастырю Татев, церкви Арени, крепости Амберд. В скором времени будут готовы и странички, рассказывающие об Ахпате и других исторических памятниках. Готовятся красочные и лаконичные буклеты, а также проекты новых специальных путеводителей, указателей с краткой исторической справкой, в том числе об одном из самых живописных и колоритных городов Армении — Гюмри.

Скоро в подобных изданиях появятся материалы и о государственном культурно-историческом заповеднике «Зорац кар». По решению правительства, он появится в Сюникской области, где всего 2812 культурно-исторических памятников, 977 из которых находятся в зоне сохранности. Из Сюника родом художники Закар Хачатрян и Арташес Овсепян и литераторы Серо Ханзадян и Амо Сагян, дома-музеи которых также войдут в территорию заповедника.

Гюмрийский дом сестёр Асламазян

Ерануи Асламазян. Урок труда

Ерануи Асламазян. Урок труда

Будете в Гюмри — не забудьте как следует прогуляться по центру — с остановками возле причудливых линий и напротив неожиданных надписей. Во-первых, по нему можно изучать историю всеармянской архитектуры в деталях*. Во-вторых, на улице Абовяна работает восстановленная галерея сестёр Асламазян, которую уж точно не стоит пропускать. Вдоволь насладившись видом улицы, увитой литыми балконами и воротами, пройдите во двор, где, собственно, и раскинулась галерея.

Двухэтажное строение, украшенное деревянными балконами, вмещает заметную часть наследия прославленных художниц. Сразу отметим, что Мариам была целеустремленнее и активнее в творчестве, чем Ерануи, потому ее работ здесь больше, а гиды, рассказывая о сёстрах, чаще произносят имя старшей сестры, хотя работы младшей хранятся даже в Третьяковке в Москве.

Читать далее »

Ночь музеев, или Поиски декорации к опере трех гениев

Эскиз Мартироса Сарьяна декорации к опере «Алмаст»

Эскиз декорации Мартироса Сарьяна к опере «Алмаст»

Минувшая ночь, ставшая музейной, спела в Армении оду оригинальной эклектике. В одно и то же время — весь субботний вечер, плавно перетекший в ночь, — народ рассматривал декорации к опере Спендиаряна «Алмаст», костюмы нацменьшинств Китая, находки 10-9 веков до н. э., обнаруженные в некрополе Лорийской крепости, и многое другое.

Читать далее »

Социальная мутация как головная боль молодежи

Самвел ВаноянВ славном Центре современного экспериментального искусства (его народное название — НПАК, это армянская аббревиатура русскими буквами), что в Ереване, то и дело проходят мероприятия, расширяющие границы сознания простой аудитории. Среди последних усилий НПАКа — арт-фестиваль «Social Mutation», который закрылся 30 апреля.

Ядром фестиваля стала выставка, на которой art-исты яростно реагируют на социальную мутацию, произошедшую за последние два десятилетия. Предисловие от организаторов: «Социальная мутация — состояние максимального ухудшения индивидуума, это патриархат, это феминизм, это акт анархизма, это стимул к сексуальным снам, это любовь Карла Маркса, Джимми Хендрикса и Арама Асатряна…».

Читать далее »