Архив рубрики «Литература»

Айвазяну исполнилось бы 85

«Карабах — не национальная идея. Нас ограбили, мы потеряли наши земли. Сегодняшняя Армения — всего лишь седьмая часть великого армянского государства. Тем не менее территория не может стать национальной идеей, национальная идея в том, чтобы были мы, чтобы мы возвратились к себе, к своим истокам, своей сути, собрались вместе. Сохранить свое „я“ можно, только живя со своим народом, в своей нации», — это слова легендарного литератора и кинодраматурга Агаси Айвазяна. Сегодня ему исполнилось бы 85.

Крупный творец, мыслитель и патриот, служивший Отечеству последовательно и преданно. Блистательный прозаик и яркий драматург, нашедший себя в кино. Его творчество — или часть — сконцентрировалась аккурат к юбилею. Фонд Агаси Айвазяна (его возглавляет вдова Грета Вердиян) проводит год Айвазяна. В программе марафона — презентация сборника «Пьесы Агаси Айвазяна» на армянском и русском. В Москве, к слову, было издано «Евангелие от Авлабара» — блистательный поток искрометного юмора, тонких наблюдений, которым автор придал безупречную форму. Тбилисские зарисовки ужасно напоминают последнюю книгу писателя, вышедшую при его жизни: «Глубина глубин». Это сборник миниатюр — рассказов, который будет заново презентован сегодня в Союзе писателей Армении. В апреле в Театре кукол в Ереване пройдут айвазяновские чтения. А ближе к осени состоится театральный фестиваль. Читать далее »

Серо Ханзадян

В современной армянской литературе есть автор, большой мастер, с одинаковым интересом относящийся к ключевым поворотам истории народа. Борьба с персидскими завоевателями, геноцид, Великая отечественная война… Имя автора — Серо Ханзадян, крупнейший романист армянской литературы. Читать далее »

Великий о великих

Сос Саркисян на презентации книгиПятничным днем, продираясь сквозь блики уходящего февраля, десятки молодых ереванцев, вооруженных фотокамерами, бежали к книжному магазину. Шутка ли — величайший актер из ныне живущих (дай Бог ему долгих лет!) презентовал свою книгу.

Увесистое издание «Разорванное время», вышедшее в Москве на русском, состоит из двух частей. Первая — одноименная повесть о крестьянской семье Мовсеса, жившей под тяжестью большевизма. Вторая часть — воспоминания и размышления, в которой чередуются имена великих, работавших с автором — Сосом Саркисяном.

Человек, излучающий добро. Встретил каждого, кто подкладывал книгу («Можно автограф?»), улыбкой и терпением, несмотря на тяжесть лет: «Как зовут тебя?».

Читать далее »

Средневековая басня

Человечество придумало такой литературный жанр, в котором красноречиво отражается сатирический талант отдельно взятого народа — со всеми его нюансами, особенностями менталитета. Армянский народ не остался в стороне от басни и сочинил целую стопку ярких и смешных поучительных историй. Мы вспомним сегодня двух главных представителей басенного творчества — Мхитара Гоша и Вардана Айгекци.

Читать далее »

Паронян, отечественный сатирик

Грачья Нерсесян в роли Багдасара

Грачья Нерсесян в роли Багдасара

Армянский театр прочно ассоциируется с Сундукяном, Адамяном и Пароняном. Разумеется, список блистательных деятелей сцены значительно длиннее, но первые три имени принадлежат тем, кто не только самозабвенно служил национальному театру, но вошел в его историю с эпитетом «крупнейший». Сундукян — отец современной драматургии, Адамян — крупнейший трагик, а Паронян — главный сатирик нового армянского театра. О нем и поговорим.

Акоп Паронян, как и Сундукян, Адамян (впрочем, как и все великие), служил не только театру — но отечеству. Прежде чем отметим его бесспорную художественную мощь, напомним, что Паронян одним из немногих острым пером выдающегося сатирика показал, что манипуляции великих держав дали возможность Абдул Гамиду ужесточить меры против армянского населения империи. Паронян не остался в стороне от той статьи Берлинского трактата, в которой великие державы занимались пустословием: обещания провести реформы в Западной Армении не имели под собой правовой основы. Паронян понимал и доводил до армянской общественности тот факт, что турецкие правители намеренно сокращали процент армянского населения в гаварах. Классик призывал народ к самообороне, случись что…

Читать далее »

Татос выставляет «Лорийское ущелье»

Два года назад в Армении в камерном кругу, но очень уютно и тепло отметили юбилей известного живописца Гранта Тадевосяна (Татоса). На днях он вернулся в залы, чтобы выставить свои яркие работы.

«Я вижу мир цветным и хочу, чтобы все видели его таким, потому что это истина. Искусство не для того, чтобы создавать сложности, впадать в крайнюю задумчивость. Искусство свободно, изобразительное искусство открыто», — рефреном повторяет художник. И это несмотря на жизнь, полную печали.

Отец Татоса Ованес погиб в Великой Отечественной. Мать скончалась от горя, дети — двое сыновей и дочь — осиротели. Ребенком Грант попал в детдом. Случай изменил жизнь мальчика: он познакомился с Сарьяном. Встреча произошла в 1956 году в Ереване, на выставке юных дарований, в числе которых был подросток Татос. Сарьян мгновенно выделил единственную работу Гранта, за которую он получил первое место и золотую медаль. Сарьян напутствовал начинающего живописца банальными словами: «Работай не останавливаясь». Татос так и делал. Закончив училище им. Терлемезяна и курс «Рисование и черчение» Педагогического института им. Абовяна, он трудился не покладая кисти. Выставлялся в республиканских и союзных выставках, преподавал. Несмотря на стремления, художника не признавали чиновники: до 1988 года ему не позволяли вступить в Союз художников. Объясняли они это просто: «Работы хорошие, но они не соответствуют нашей социалистической идеологии». Читать далее »

О книжном

Лучшие образцы армянской литературы распространят по всему миру. Произведения прозы, поэзии и драматургии оформят в красивый трехтомник, предварительно переведя на английский, и разошлют по крупнейшим изданиям. Пора напомнить миру об отечественном слове, решили в Союзе писателей Армении. Читать далее »