Архив рубрики «История»

Гандзасар

Недалеко от узла, соединяющего Степанакерт и Мартакерт, возвышается едва ли не единственный постоянно действующий в Армении монастырь X века. К его прочим достоинствам относится несомненная архитектурная ценность и история, в которой комплекс выжил и освободился-таки от навязчивых кочевников. Время ознакомиться с Гандзасаром.

Название уникального монастырского комплекса буквально переводится как гора сокровищ. Армянское народное предание гласит, что монастырь получил свое название по имени горы: она была начинена серебряными рудниками.

Гандзасар раскинулся на левом берегу реки Хачен, примерно в 50 километрах от Степанакерта, Арцах. На протяжении веков монастырь был духовным и культурным центром Арцаха, а с конца XIV века служил резиденцией католикосов области Агванк. С конца XVII века Гандзасар был одним из центров национально-освободительного движения армянского народа. Читать далее »

Новости кино

Кадр из фильма «Сасна Црер»

Кадр из фильма «Сасна Црер»

Национальный киноцентр Армении развернуто представил то, чем он занят сегодня, и планы на ближайшее будущее. Премьерой недели стал полнометражный 3D-мультфильм «Сасна Црер», главным проектом ближайших лет скорее всего будет художественный фильм о геноциде, запланированный на 2015 год. Наконец, Центр потратит 290 миллионов на завершение неоконченных пока проектов.

Принято считать, что столетие страшного преступления, совершенного Турцией, наступит в 2015 году. К тому времени главная киностудия Армения намерена выпустить художественный фильм, посвященный теме трагедии. При создании фильма, по словам председателя Центра Геворга Геворгяна, будут использованы новейшие технологии. Инициаторы рассчитывают на результат, который ничуть не уступит оскароносцу «Список Шиндлера». Он отметил, что подготовка к фильму должна начаться уже сегодня: «Прежде всего необходимо подготовить качественный материал, сценарий, для чего нужно привлечь специалистов в этой области, тюркологов, а также сценаристов, режиссеров, актеров». Своей художественной цели киношники намерены добиться при поддержке властей. «Президент Серж Саргсян выразил готовность поддержать идею, отметив, что проблем с финансированием картины не возникнет», — сказал Геворгян.

Читать далее »

Церковь без креста и служб

Громкие заявления о миролюбивом отношении к армянским памятникам, как это водится, притупляют бдительность наших соотечественников. А если звучит слово «реставрация», то мы от радости теряем разум: «Турок нынче другой». Какой другой? Он всё такой же — турецкий. И стоит только тщательно осмотреть предмет разговора, вслушаться в слова турецкой стороны, посмотреть на факты, наконец, как благодушие тут же пропадет. Чему радоваться, если турок внятно процедил, что крест церкви Сурб Хач (Святого Креста) на острове Ахтамар не будет установлен, а в 2009 Турция не восстановила ни одного армянского памятника культуры на своей территории?..

Читать далее »

Авелук

Так выглядят косички сушеного авелука

Если задать в любом поисковике «конский щавель», пользователю выдадут щедрую порцию медицинских статей. И только на двадцатой, в лучшем случае, странице окажется небольшое упоминание о том, что кое-кто и кое-где готовит из этой странноватой и горькой травы разнообразные блюда. Но если заменить «конский щавель» на округлое «авелук», то посыпятся ссылки на армянские источники. Да-да, в Армении едят авелук — такова еще одна культурная особенность страны и народа.

Самое невероятное то, что до сих пор нет единого мнения о том, как звучит точный перевод слова «авелук» на русский. Кто говорит, что речь идет о диком щавеле, иные источники утверждают, что это горный щавель, но есть и третья категория переводчиков — им по душе больше «конский щавель». Чтобы не было разночтений, мы будем авелук именовать авелуком. Читать далее »

Санаин

Давненько мы не рассказывали о знаменитых монастырских комплексах, рассыпанных по всей Армении. О прекрасном Санаине напомнит любой путеводитель по стране. До него, правда, не так легко добраться, но приехать в Армению и пропустить Санаин? Невероятная ошибка.

Комплекс, расположенный высоко в горах в одноименном селе у каньона реки Дебед (область Лори), известен приблизительно с X-XI веков, но точной даты сооружения Санаина никто не знает. В указанный период Санаин был просветительским центром армян, даже школа при монастыре была преобразована в Академию, известную в истории Армении как Академия Григора Магистроса Пахлавуни. В заведении с особой тщательностью преподавали гуманитарные науки, а в числе преподавателей были выдающиеся ученые и просветители Средневековья: Теодорос, Вардан, Анания и другие, вошедшие в историю как Санаинские. Читать далее »

Живопись от основоположника

Суренянц. Церковь Рипсимэ…Чехов зря переживал: Вардгес Суренянц, которому было поручено оформление новой «Чайки», уже тогда славился искусством передачи тончайших нюансов, а ведь это едва ли не главное качество служителя реформаторского театра. К известному армянину, обучившемуся в Мюнхенской академии художеств, лица из Московского художественного театра долго присматривались. А главное — Суренянц обладал даром так называемого «картинного перевоплощения» — его испанские, персидские или крымские этюды, стенная роспись армянских монастырей и наконец великолепные полотна национальной истории — мифологической и реальной — тому подтверждение. Это понимали даже в Мариинке — собственно, в Мариинский театр в Петербурге художника пригласили еще до того, как он попал в МХТ. В императорском театре он оформил сцену для балета «Пираты» и оперы Антона Рубинштейна «Демон».

Читать далее »

Празднуя юбилеи Кочара…

Кочар. Памятник Давиду Сасунскому. Кованая медь, гранит. 1959Начавшийся год отмечен сразу тремя кочаровскими юбилеями: 110-летие великого художника, 50-летие знаменитейшего монумента «Давид Сасунский» и 25-летие музея Ерванда Кочара.

По поводу первой даты пройдет несколько мероприятий: выставка, научная конференция, акция «Монументальная скульптура Кочара» (она будет призвана напомнить общественности о таких шедеврах художника, как «Муза кибернетика», памятник Комитасу и Орел «Звартноца». На территории, прилегающей к памятникам, будут установлены информационные таблицы и мемориальные доски. Также в свет выйдут два интересных издания: «Библиография Кочара» и «Воспоминания о маэстро». Большая часть материалов, вошедших в книги, будет опубликована впервые.

Читать далее »