Архив рубрики «Синематограф и анимация»

О великом клоуне

Вчера многие помянули великого человека. Обошли памятник возле Ереванского цирка, улыбнулись изяществу застывшей пластики и мимики гения, помрачнели, вспомнив, что его не стало в 37 лет, процитировали слова: «Главное для меня в жизни — чувствовать ответственность за все совершающееся вокруг нас…». 15 марта Леониду Енгибарову исполнилось бы 75.

Непревзойденный артист родился в Москве в семье шеф-повара ресторана фешенебельной гостиницы. Енгибаров, прежде чем попасть на арену, не раз пытался свернуть с пути, предначертанного свыше. Учился в институте рыбного хозяйства — бросил. Учился в институте физкультуры и занимался боксом — остыл и оставил и эту профессию. Поступил, наконец, в цирковое училище — постигать клоунаду. И всем стало ясно, что он на своем месте.

Хотя поначалу публика недоумевала: как клоун может быть думающим? Ведь он призван развлекать и веселить! Артист не изменил себе — и даже вызвал горячую любовь. Читать далее »

Великий о великих

Сос Саркисян на презентации книгиПятничным днем, продираясь сквозь блики уходящего февраля, десятки молодых ереванцев, вооруженных фотокамерами, бежали к книжному магазину. Шутка ли — величайший актер из ныне живущих (дай Бог ему долгих лет!) презентовал свою книгу.

Увесистое издание «Разорванное время», вышедшее в Москве на русском, состоит из двух частей. Первая — одноименная повесть о крестьянской семье Мовсеса, жившей под тяжестью большевизма. Вторая часть — воспоминания и размышления, в которой чередуются имена великих, работавших с автором — Сосом Саркисяном.

Человек, излучающий добро. Встретил каждого, кто подкладывал книгу («Можно автограф?»), улыбкой и терпением, несмотря на тяжесть лет: «Как зовут тебя?».

Читать далее »

Новости кино

Кадр из фильма «Сасна Црер»

Кадр из фильма «Сасна Црер»

Национальный киноцентр Армении развернуто представил то, чем он занят сегодня, и планы на ближайшее будущее. Премьерой недели стал полнометражный 3D-мультфильм «Сасна Црер», главным проектом ближайших лет скорее всего будет художественный фильм о геноциде, запланированный на 2015 год. Наконец, Центр потратит 290 миллионов на завершение неоконченных пока проектов.

Принято считать, что столетие страшного преступления, совершенного Турцией, наступит в 2015 году. К тому времени главная киностудия Армения намерена выпустить художественный фильм, посвященный теме трагедии. При создании фильма, по словам председателя Центра Геворга Геворгяна, будут использованы новейшие технологии. Инициаторы рассчитывают на результат, который ничуть не уступит оскароносцу «Список Шиндлера». Он отметил, что подготовка к фильму должна начаться уже сегодня: «Прежде всего необходимо подготовить качественный материал, сценарий, для чего нужно привлечь специалистов в этой области, тюркологов, а также сценаристов, режиссеров, актеров». Своей художественной цели киношники намерены добиться при поддержке властей. «Президент Серж Саргсян выразил готовность поддержать идею, отметив, что проблем с финансированием картины не возникнет», — сказал Геворгян.

Читать далее »

Вспомнить «Хатабала»

В одном армянском доме начался переполох. Дом был добротный, тифлисский, жил в нем богатый купец с семьей. А в семье той маялась девица, которую замуж не брали. Но настоящие страдания ей принес приезд блестящего молодого человека из Петербурга и то, как переполошилась родня в этой связи…

Читать далее »

Вспоминая Параджанова

Сергей ПараджановГод начался хорошо — во славу гению. Строго говоря, под началом года имеется в виду 9 января. В тот день (1924 г.) родился Сергей Параджанов. Его называли воплощением homo ludens: он играл и режиссировал всегда и везде. Излюбленный жанр мастера — коллаж, и вся его жизнь была собрана в этой форме, из перебивающих друг друга пестрых пятен — реальных и вымышленных гением.

Великий кинорежиссер и художник слыл «сумасшедшим на свободе». Его нет на свете более десятка лет, но даже при жизни он был легендой — образом, который мало кто мог соотнести с реальным человеком. Сергей Параджанов, как писали о нем и восторженные поклонники, и страстные недоброжелатели (не способные поймать идеи творца, оттого и злые), был абсолютно уникальный и непредсказуемый… словом, очень похожий на свои произведения.

Читать далее »

Новый фильм об Арцахе: требуется финансовая помощь

Узнать лучше, узнать правильно, узнать полноценно. В будущем году об Арцахе расскажет новый фильм.

Новый этнографический проект призван представить богатства Арцаха — его природные красоты, культуру, традиции. Инициатором создания фильма выступило «Движение во имя справедливости». Как выразился руководитель организации, литератор и публицист Бакур Карапетян, для признания независимости Арцаха (Нагорно-Карабахской Республики) недостаточно выступлений высокопоставленных чинов: «Знакомство с Карабахом должно быть разносторонним, миру необходимо представить этнографию Карабаха, насыщенную историческими фактами».

Читать далее »

О пионере регионального кино

Hamo Beknazaryan…А сегодня, без всякого информационного повода, но с осознанием бесспорной важности упоминаемой фигуры, поговорим об основателе национального кино. Почему только национального, собственно? Почти 90 лет назад на экраны вышел фильм «Отцеубийца». Именно в этом фильме состоялся режиссерский дебют известного еще в дореволюционной России киноактера Амо Бек-Назарова. Так началась история всего закавказского кино, пионером коего без преувеличений был Бек-Назаров.

День рождения отечественного кино — 16 апреля 1923 года, когда декретом Совнаркома Армении при Наркомпросе было создано Госкино Армении, а инициаторами и организаторами его были кинокритик и историк Даниел Дзнуни и прекрасный Амо Бек-Назаров. Он-то и снял первый армянский фильм — «Намус». Амо Бек-Назаров (он же — Амо Бек, Амбарцум Бекназаров, Амо Бек-Назарян) родился в 1892 году в Эривани (Ереване). Учился в Московском коммерческом институте. В годы Первой мировой войны приобрел популярность как обаятельнейшая звезда русского немого кино (в ту пору актер снялся более чем в 70 фильмах). Первый выход на экраны произошел в 1914 году в эпизодической роли стражника в фильме «Энвер-паша — предатель Турции». Двадцатидвухлетнего студента Московского коммерческого института остановил на улице какой-то незнакомец и предложил сниматься в кино. Так Амо Бек стал актером-трюкачом и одновременно «салонным» артистом, который блестяще носил фрак.  Читать далее »