О пионере регионального кино

Hamo Beknazaryan…А сегодня, без всякого информационного повода, но с осознанием бесспорной важности упоминаемой фигуры, поговорим об основателе национального кино. Почему только национального, собственно? Почти 90 лет назад на экраны вышел фильм «Отцеубийца». Именно в этом фильме состоялся режиссерский дебют известного еще в дореволюционной России киноактера Амо Бек-Назарова. Так началась история всего закавказского кино, пионером коего без преувеличений был Бек-Назаров.

День рождения отечественного кино — 16 апреля 1923 года, когда декретом Совнаркома Армении при Наркомпросе было создано Госкино Армении, а инициаторами и организаторами его были кинокритик и историк Даниел Дзнуни и прекрасный Амо Бек-Назаров. Он-то и снял первый армянский фильм — «Намус». Амо Бек-Назаров (он же — Амо Бек, Амбарцум Бекназаров, Амо Бек-Назарян) родился в 1892 году в Эривани (Ереване). Учился в Московском коммерческом институте. В годы Первой мировой войны приобрел популярность как обаятельнейшая звезда русского немого кино (в ту пору актер снялся более чем в 70 фильмах). Первый выход на экраны произошел в 1914 году в эпизодической роли стражника в фильме «Энвер-паша — предатель Турции». Двадцатидвухлетнего студента Московского коммерческого института остановил на улице какой-то незнакомец и предложил сниматься в кино. Так Амо Бек стал актером-трюкачом и одновременно «салонным» артистом, который блестяще носил фрак. 

Уже будучи известным актером, снимаясь у режиссеров Е. Бауэра, П. Чардынина, И. Перестиани, В. Гардина, приглядываясь к их работе, Бек-Назаров мечтал сам поставить фильм — по пьесе армянского драматурга Шанта «Старые боги». Он даже наметил актеров-армян, которых можно было бы привлечь к участию в фильме. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться. «Содержание пьесы „Старые боги“, — писал Бек-Назаров полвека спустя, — не соответствовало тому, что требовалось дореволюционному кино с его вечными перепевами альковных тем». Режиссером Бек-Назаровов стал уже в советское время. Он был одним из организаторов Госкинпрома Грузии, под его руководством зарождалась кинематография в Азербайджане. С него и началось кино в регионе.

Фильмография

1923 — У позорного столба, Госкинпром Грузии

1924 — Пропавшие сокровища, Госкинпром Грузии

1925 — Намус, авт. сцен., реж.

1925 — Нателла, Госкинпром Грузии

1926 — Зарэ, авт. сцен., реж.

1926 — Землетрясение в Ленинакане, авт. сцен., реж.

1926 — Шор и Шоршор, авт.сцен., реж.

1927 — Злой дух, авт. сцен.

1927 — Хас-Пуш, соавт. сцен., реж.

1928 — Дом на вулкане, соавт. сцен., реж.

1929 — Севиль, Азербайджан, Госкино

1930 — Игденбу, Востоккино

1930 — Кожа, авт. сцен., реж., док.

1930 — Страна Наири, авт. сцен., реж., док.

1930 — Хлопок, авт. сцен., реж., док.

1932 — Человек с орденом, Востоккино

1935 — Пепо, авт. сцен., реж.

1938 — Зангезур 1941 — Сабухи, Бакинская к/с

1942 — Дочка, к/м 1943 — Давид-Бек, соавт. сцен., реж.

1947 — Анаит 1949 — Девушка Араратской долины

1950 — Второй караван (не завершен)

1950 — Советская Армения, соавт. сцен., реж. (совм. с Э.Карамяном и Л.Исаакяном)

1954 — Новоселье, Ташкентская к/с

1959 — Насреддин в Ходженте или Очарованный принц (совм. с Э.Карамяном), Таджикфильм

Метки: , , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.