Архив рубрики «Города»

Блестящая династия

Кто там высек золотом, что природа на детях отдыхает? После Баха-отца творили Бахи-сыновья. Отец Моцарта был выдающийся композитор, а сын — совсем не по поговорке — был ярче и гениальнее отца. А фамилия Бажбеук-Меликян? Александр, Лавиния, Зулейка. Поколения блестящих армянских художников. Хотя, надо признать, что каждое новое слегка уступало предыдущему. Но только слегка. Читать далее »

Празднуя юбилеи Кочара…

Кочар. Памятник Давиду Сасунскому. Кованая медь, гранит. 1959Начавшийся год отмечен сразу тремя кочаровскими юбилеями: 110-летие великого художника, 50-летие знаменитейшего монумента «Давид Сасунский» и 25-летие музея Ерванда Кочара.

По поводу первой даты пройдет несколько мероприятий: выставка, научная конференция, акция «Монументальная скульптура Кочара» (она будет призвана напомнить общественности о таких шедеврах художника, как «Муза кибернетика», памятник Комитасу и Орел «Звартноца». На территории, прилегающей к памятникам, будут установлены информационные таблицы и мемориальные доски. Также в свет выйдут два интересных издания: «Библиография Кочара» и «Воспоминания о маэстро». Большая часть материалов, вошедших в книги, будет опубликована впервые.

Читать далее »

Образ армянки украшает парк в центре Еревана

ArmenuhiВ самом романтическом парке Еревана (он раньше был Пушкинский, а сейчас Lover’s) недавно появилась новая деталь. Семья известного скульптора Рипсиме Симонян подарила городу ее керамическую работу «Арменуи».

Выполненная в лучших традициях национальной скульптуры, почти 2-метровая работа художницы, изображающая армянку в армянском костюме, демонстрировалась лишь однажды и до ее переноса в парк хранилась в мастерской. Отныне статуя доступна для всех, кто бывает в парке.

«Я посчитал правильным, чтобы эта работа моей матери была установлена в одной из лучших парковых зон Еревана, и мне кажется, что она гармонично вписалась в окружающую среду», — отметил сын скульптора, заслуженный архитектор Армении Арцвин Григорян. Читать далее »

О расцвете армянской архитектуры

Развалины ЗвартноцаВсе туристические гайды, приглашающие отдохнуть в Армении, украшены не столько двумя традиционными треугольниками Сиса и Масиса, огнями Еревана и блеском Севана, сколько куполами храмов, возведенных высоко в горах. Красота Армении во многом сложилась благодаря мастерам церковной архитектуры, расцвет которой пришелся на… IV—VII века.

В упоминаемый период национальная архитектура была на подъеме. Но настоящий расцвет ее пришелся на VII век, в особенности на его первую половину. В то время достиг вершины своего развития новый тип армянских купольных церквей, известный под названием строений «типа Рипсимэ». Древнейшим образцом таких храмов является церковь в Аване, построенная до 591 года, а самым совершенным — церковь Рипсимэ в Эчмиадзине, возведенная в 618 году. Шедевром средневековой армянской архитектуры считается знаменитый храм Звартноц, построенный в 641—661 гг. неподалеку от Эчмиадзина. А теперь — подробности.

Читать далее »

Наш любимый Малхас

Левон МалхасянВ самом сердце Еревана, на улице, носящей имя русского классика, сбылась мечта музыканта. Несколько лет назад на Пушкина открылся клуб. Ну, клуб и клуб, подумают люди. Нет, не просто «клуб и клуб». «Малхас джаз-клуб» или, как говорят в народе «Малхасноц» — пристанище для людей с хорошим музыкальным вкусом. Дороговато и не без помпезности, очень камерно, но зато звучит приличная музыка. А в Ереване, так уж сложилось, считается хорошим тоном слушать приличную музыку, особенно если она тянется к джазу. Но мы немного отвлеклись, кажется: сегодня нас интересует сам Левон Малхасян, а не приличная музыка вообще.

NB: совсем скоро у музыканта юбилей — в январе ему исполнится 65 (ждем по этому поводу целую программу), а завтра вечером он сыграет на сборном благотворительном концерте в кинотеатре «Москва» вместе с Арто и другими.

Читать далее »

«Ануш» обыграют по-французски

Сцена из ранних постановок оперы «Ануш»Ануш вскоре сиганет вниз — тоскуя по Саро, под звуки оркестра, играющего прямо со сцены. Лирическая трагедия развернется по взмаху рук французского режиссера Сержа Аведикяна: он взялся за работу над адаптированной версией оперы Армена Тиграняна. Постановщик обещает удивить и даже — очаровать новым взглядом на бессмертное произведение. Инновации коснутся, в первую очередь, музыки, а на втором уровне принципиальных новинок окажется оркестр, которому Аведикян отвел место на подмостках, и непременное обозначение красот Лори — области, где родился Туманян.

Классик Туманян, если кто забыл, обладает исключительными правами на «Ануш» — это он сочинил поэму под мелодичным названием, которая затем легла в основу либретто оперы, написанной Тиграняном. Режиссер из Франции надеется по-новому взглянуть (все они так говорят до премьеры!) на самую исполняемую армянскую оперу. Он полагает, что новая версия «Ануш» (по сути, выразился французский маэстро, это армянский вариант истории Ромео и Джульетты, которую трепетно любят по Франции) сделает произведение доступным для европейской аудитории. Аведикян также сообщил нам, что «крайне важно, чтоб в постановке были задействованы молодые армянские исполнители». Премьеру новой «Ануш» мы ждем не раньше, чем через год, а то и два, поскольку масштаб постановки, надо полагать, поразит воображение любого, кто ее увидит…

Читать далее »

Армянский национальный костюм

Карта армянского костюмаВ Армении так: отъедешь на десять километров — и откроется совершенно другой пейзаж, обнимет неожиданный климат, зазвучит малопонятный диалект… У нас плотность разнообразных чудес на одном квадратном километре чрезвычайно высока. Потому, взявшись за рассказ об армянском национальном костюме, мы слегка растерялись: как это сделать, если у каждого уголка страны свой собственный костюм, так же, как танец, рецепт гаты (будет рассказ и о ней!) и даже внешний типаж? Но нет ничего невозможного.

Армянскому костюму столько же лет, сколько этносу — почти три тысячи. С тех пор, под влиянием истории и назойливых гостей, национальное одеяние модифицировалось и трансформировалось, но основа до сих пор неизменна. Она состоит из рубашки с низким воротом и широких шаровар. У женщин шаровары присборены и закреплены на щиколотках, а у мужчин держатся при помощи широкой обмотки. Поверх рубашки издревле носили архалух (тип длинного сюртука). Сверху надевали чухи (черкески), подпоясывали поясом или (чаще женщины) длинным шарфом. Дамы носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин это были накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Обувь армяне шили из сыромятной кожи: это были туфли на низком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. А теперь — чуть подробнее. Читать далее »