Архив рубрики «Музеи и галереи»

В Ереване показывают редкие иллюстрации Сарьяна

Иллюстрация СарьянаВ доме-музее Сарьяна открылась любопытная выставка. Впервые посетителям предлагают ознакомиться с коллекцией иллюстраций, сделанных художником к книгам. Эти работы — наименее изученная и известная часть творчества Сарьяна, потому экспозиция, начавшаяся накануне, является серьезным событием.

Экспозицию составляют иллюстрации, хранящиеся в доме-музее художника, в Национальной галерее, и те, что входят в личную коллекцию семьи Сарьяна. Это цветная и черно-белая графика, иллюстрирующая, например, армянские сказки (речь о настоящей классике — «Охотник враль», «Храбрый Назар» и др.).

Читать далее »

Художник потерянной родины

А. Фетвачян. Анийский собор

А. Фетвачян. Анийский собор

Жил-был армянин по имени Аршак. Родился в Трабзоне, учился в Константинополе и Риме. Работал художником в Европе и Америке. Рисовал денежные банкноты… и тосковал по потерянной родине. Приезжал на ее развалины — и, под солнцем и в слезах, переносил ее облик на бумагу. Мечтал переехать на тот крохотный остров отчизны, что выжил, но не смог — заболел.

До начала выставки работ Аршака Фетвачяна, известного в США акварелиста, соотечественники его почти не знали. Экспозиция стала событием: два небольших зала Национальной картинной галереи Армении привлекают массу людей. Пресса пестрит рассказами о Фетвачяне, публикует его работы. Художники и близкие к околокультурным кругам люди передают из уст в уста: «Надо непременно сходить на Фетвачяна». И мы сходили — несмотря на обилие рецензий (а ну как уже всё сказано и описано).

Читать далее »

В Первопрестольном отмечают День города

Главный храм Армении

Главный храм Армении

Жемчужина христианской Армении, каждый день принимающая паломников со всего мира (приверженцев ААЦ и представителей иных конфессий, а то и вовсе — просто туристов), сегодня впервые отмечает… День города. Первопрестольный Эчмиадзин — это не только духовный центр всех армян (в нем находится резиденция Католикоса), но и город с уникальной историей: 8 октября 405 года Месроп Маштоц с письменами в руках вступил в Вагаршапат, как тогда он назывался.

Читать далее »

Выставка модного философа

А. Саркисян. Абстракция 1А

А. Саркисян. Абстракция 1А

Как хорошо, когда есть симметрия, баланс, гармония — как угодно. Национальная галерея (оплот классических шедевров) и Музей современного искусства, в котором реализм «выходит за рамки». Халтура с непременным Араратом в центре, пачками продающаяся на вернисажах, и крепкие работы художников-абстракционистов, выставленные в небольших галереях. Последние сегодня упоминаются чаще, чем кто бы то ни был. Вот, к примеру: три дня назад открылась выставка модного нынче Артура Саркисяна. Пастельная абстракция художника будет доступна до 26 октября. Экспозиция называется «Между образами» и являет публике работы, созданные в последние несколько лет. Для желающих угнаться за идеями художника (буквально — за ускользающими линиями, выведенными на холсте): ереванская галерея современного искусства One Gallery, в которой проходит персональная выставка Саркисяна, расположена по адресу Туманяна 38.

Читать далее »

«Наша Армения» Айвазовского

Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата

Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата

Мало кто знает, что Айвазовский — это не только море и все его настроения маслом, но также отражение некоторых важных страниц истории Армении, ее символов и культуры. Библейскую гору Арарат великий маринист писал не менее десяти раз. «Сошествие Ноя с Арарата» он впервые выставил в Париже, и когда тамошние соотечественники спросили, нет ли у него армянских видов, подвел их к картине и сказал: «Вот наша Армения».

Читать далее »

Центр свободного реализма

В Музее современного искусства

В Музее современного искусства

Армянское искусство, несмотря на кажущуюся консервативность, весьма и весьма динамично и прогрессивно. Тот факт, что почти 40 лет назад в Ереване открылся первый во всём СССР полноценный музей современного искусства, убеждает скептиков в правомерности вышеозначенного. Мало где можно обнаружить крупный музей, в котором органично уживаются шестидесятники, ставшие классиками, и более поздние художники, создавшие причудливые композиции, конкурирующие с экспонатами лондонского Tate Modern. Преимущество ереванского центра в том, что под современными инсталляциями — эдаким концептуализмом, от которого изрядно подустала публика, воспитанная на подлинниках, — скрываются национальная школа и сильные традиции. Некоторые подробности — в интервью Наиры Геворкян со старшим научным сотрудником, зав. экскурсионным отделом Музея современного искусства (Ереван, Маштоца 7) Зарой Айрумян.

Читать далее »

Мариам Акопян приглашает

Мариам Акопян. Ева

Мариам Акопян. Ева

Начало нового художественного сезона в Ереване запомнится несколькими крупными событиями, в числе которых – персональная выставка блистательной Мариам Акопян. Сегодня в четыре часа пополудни в Союзе художников Армении (Абовяна 16) начнется экспозиция 140 работ художницы – скульптура, живопись, графика.

Мариам Акопян уверенно работает в разных жанрах, но в Армении и за ее пределами она известна скорее как выдающийся скульптор. Монументальные изваяния Акопян находятся не только в разных уголках Армении: ее работы можно увидеть на улицах России, Германии, Австрии, Литвы и даже Китая. На выставке, которая продлится до 12 сентября, мы насладимся игрой миниатюрных скульптур. В них вся сущность Мариам. Тонкое чувство материала, в особенности бронзы, говорят искусствоведы, помогает художнику удивительно полно выражать свои мысли и эмоции. Ее скульптура поэтична и выразительна, многогранна и пластична. С одной стороны Мариам обобщает форму, делая скульптуры монументальными (речь и о миниатюрных по размеру), с другой – оттачивает детали, насыщая образ органичными нюансами.

Читать далее »