Архив рубрики «Быт и ремёсла»

Нектар с историей в семь тысяч лет

Натюрморт с армянским вином. Арени

Натюрморт с армянским вином. Арени

…И если с коньяком всё ясно, то как быть с вином? Любить и вкушать, не иначе. Даже в сравнении с божественным бренди армянское вино не может отойти на второй план: они могут помериться популярностью и славой (вино не так распространено, как коньяк), но вряд ли — качеством и ценностью. Любители грузинских вин, наверное, скисли по прочтении этих строк. Туда вам и дорога: в Грузии произрастает кислый виноград, и вино у них с кислинкой. А у нас виноград сладкий, и вина из него получаются вкусные.

Читать далее »

Почему в Армении вместо обеда едят хлеб

Лаваш подле тонира, из которого его достали

Лаваш подле тонира, из которого его достали

В Армении то и дело звучит «пойдем поедим». Народ умеет получать удовольствие от еды, готовить и накрывать на стол — точнее, заставлять его таким количеством еды, что он буквально ломится. О кулинарных шедеврах, издающих божественные ароматы, о секретах гурманов, знающих, как именно следует поглощать ту или иную еду, поговорим как-нибудь в другой раз. В сегодняшнем меню — основа всех основ армянской кухни, быта и существования в целом. Дело в том, что армяне почти не употребляют глагол «есть» без слова «хлеб». Любое упоминание о приеме пищи, даже о самом основательном, например, обеде, состоит из фразы «есть хлеб» (հաց ուտել). А всё потому, что главная еда для армян, несмотря на разнообразие оригинальных блюд, каждому из которых отведен собственный сезон, случай и даже время суток, — это прежде всего хлеб. А главный армянский хлеб — это лаваш.

Читать далее »

Немного об армянских фресках

Старинная армянская фреска

Старинная армянская фреска

Уникальный вид искусства. Неповторимая техника. Характерный стиль. Обновленные сюжеты.

…Историки свидетельствуют: уже в IV—VI веках армянские храмы расписывались.

Расцвет армянской фрески пришелся на золотой век национальной архитектуры — VII столетие: Кармравор в Аштараке, Св. Минаса в Джрарате, церкви в Багаване, Мрене, Артике, Сисиане, Птгни. Сравнительно хорошо сохранились фрески церкви Св. Степаноса в Лмбатаванке, в соборе Талина, церкви Св. Григория в Аруче, построенной Григорием Мамиконяном в 666 году. Фрески того периода отличаются иконографическими и композиционными особенностями, богатством колорита, ярко выраженной монументальностью и высоким мастерством исполнения.

Читать далее »

«История армянского искусства» уже на прилавках!

Дождались («Армянский салон» и другие площадки, где собираются ценители армянского искусства): подробное изложение истории армянского искусства — с иллюстрациями и в хорошем переплете — после многолетних стараний ученых увидело свет! Издательство «Зангак-97» выпустило роскошный том, над содержанием которого целых семь лет трудились ведущие историки: Арарат Агасян, Гравард Акопян, Мурад Асратян и Виген Казарян.

Читать далее »

О ювелирном искусстве

Патриарший посох 18 в. Ван

Патриарший посох 18 в. Ван

В каждой армянской семье, консервативной и либеральной, соблюдается обязательная традиция: задарить повзрослевшее чадо украшениями из драгкамней и металлов. Они обозначаются ёмким и звучным слово — зард (զարդ), бывают как фамильные, так и современные — специально заказанные или купленные. Эта традиция имеет под собой два основания: во-первых, армяне очень практичны и понимают, что драгоценности только растут в цене; во-вторых, армянская ювелирная школа одна из древнейших во всём мире, и ее мастерами испокон веков создаются настоящие шедевры.

Жители Армянского нагорья использовали золото и серебро еще во II тысячелетии до н. э. Самобытное ювелирное искусство Армении появилось благодаря драгоценному сплаву тонкой техники и неуемной фантазии мастеров. Искусство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, узоров, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления отразилось в удивительных предметах украшения, культа и быта. О серьезном отношении армян к ювелирному искусству говорит и тот факт, что едва ли не со времени изобретения армянского алфавита для сохранности и украшения рукописей изготавливались переплёты из золота и серебра. В обиходе армянского населения всегда были серебряные и позолоченные пояса, пряжки, пуговицы, головные украшения, ожерелья, кольца, кофейные и чайные сервизы. Часть из них сегодня можно увидеть в Государственном музее истории Армении (Ереван), в Этнографическом музее (Сардарапат), музее Эчмиадзинского монастыря.

Читать далее »

Гата

Ереванская гата

Ереванская гата

Армяне не ищут легких путей. Даже в кухне им привычнее возиться со сложным блюдом, требующим настоящего мастерства и отнимающим уйму времени. Так и с очередным армянским символом — гатой, источающей тепло и аромат до последней крошки. Гату приносят на сверкающем медном или серебряном подносе (ладно, иногда можно на обычной тарелке). Но до этого, вынув из печи, ее накрывают белоснежным полотенцем, батистовым или суконным, обильно расшитым гладью. Гата должна потомиться под материей — выпустить пар и слегка осесть. И уж потом остывшую, мягкую и румяную гату подадут гостям…

Читать далее »

Армянский национальный костюм

Карта армянского костюмаВ Армении так: отъедешь на десять километров — и откроется совершенно другой пейзаж, обнимет неожиданный климат, зазвучит малопонятный диалект… У нас плотность разнообразных чудес на одном квадратном километре чрезвычайно высока. Потому, взявшись за рассказ об армянском национальном костюме, мы слегка растерялись: как это сделать, если у каждого уголка страны свой собственный костюм, так же, как танец, рецепт гаты (будет рассказ и о ней!) и даже внешний типаж? Но нет ничего невозможного.

Армянскому костюму столько же лет, сколько этносу — почти три тысячи. С тех пор, под влиянием истории и назойливых гостей, национальное одеяние модифицировалось и трансформировалось, но основа до сих пор неизменна. Она состоит из рубашки с низким воротом и широких шаровар. У женщин шаровары присборены и закреплены на щиколотках, а у мужчин держатся при помощи широкой обмотки. Поверх рубашки издревле носили архалух (тип длинного сюртука). Сверху надевали чухи (черкески), подпоясывали поясом или (чаще женщины) длинным шарфом. Дамы носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин это были накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Обувь армяне шили из сыромятной кожи: это были туфли на низком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. А теперь — чуть подробнее. Читать далее »