О ювелирном искусстве

Патриарший посох 18 в. Ван

Патриарший посох 18 в. Ван

В каждой армянской семье, консервативной и либеральной, соблюдается обязательная традиция: задарить повзрослевшее чадо украшениями из драгкамней и металлов. Они обозначаются ёмким и звучным слово — зард (զարդ), бывают как фамильные, так и современные — специально заказанные или купленные. Эта традиция имеет под собой два основания: во-первых, армяне очень практичны и понимают, что драгоценности только растут в цене; во-вторых, армянская ювелирная школа одна из древнейших во всём мире, и ее мастерами испокон веков создаются настоящие шедевры.

Жители Армянского нагорья использовали золото и серебро еще во II тысячелетии до н. э. Самобытное ювелирное искусство Армении появилось благодаря драгоценному сплаву тонкой техники и неуемной фантазии мастеров. Искусство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, узоров, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления отразилось в удивительных предметах украшения, культа и быта. О серьезном отношении армян к ювелирному искусству говорит и тот факт, что едва ли не со времени изобретения армянского алфавита для сохранности и украшения рукописей изготавливались переплёты из золота и серебра. В обиходе армянского населения всегда были серебряные и позолоченные пояса, пряжки, пуговицы, головные украшения, ожерелья, кольца, кофейные и чайные сервизы. Часть из них сегодня можно увидеть в Государственном музее истории Армении (Ереван), в Этнографическом музее (Сардарапат), музее Эчмиадзинского монастыря.

Подвеска

Подвеска

Исторические обстоятельства заставляли армянских ювелиров работать и за пределами Армении, особенно на Кавказе (главным образов в Тифлисе) и в городах Средиземноморья, поэтому образцы их работ можно обнаружить в музейных экспозициях и частных собраниях многих европейских стран, особенно в Польше и Украине. В XV столетии во Львове ценились изделия армянских ювелиров. Они создавали изысканные украшения из драгоценных металлов и камней: бирюзы, сапфира, граната, альмандина, хризолита. Особое признание принесло армянским ювелирам умение украшать оружие ценными камнями. Среди армянских ювелиров, работавших во Львове, был мастер по имени Тацик. Лишь на одной сабле его работы был инкрустирован 451 драгоценный камень разного размера и формы. Кстати, в то время весьма ценилось умение армянских ювелиров украшать оружие неизвестной тогда в Европе глубокой инкрустацией золотом. Владение этой техникой сделала армянина Бедроса Захаревича придворным ювелиром польского короля Яна III Собеского.

В советские времена Армения также славилась как крупный ювелирный центр. В республике действовало одно из лидирующих предприятий, занимавшихся огранкой алмазов. Да и ювелирных заводов было предостаточно. Традиции сохранились, и сегодня армянские мастера создают широчайший ассортимент изделий из драгоценных металлов и камней. Работы многих ювелиров связаны с традициями мастеров Муша, Битлиса, Вана. В Ване, к примеру, была развита оригинальная техника работы с эмалью. Нынешние ювелиры опираются на армянскую школу тех лет — поэтому их работы так ценят. Словом, будете в Армении…

Метки: , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, в среднем: 4,80 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Один комментарий на “О ювелирном искусстве”
  1. sophie

    Спасибо за пост, хотя и короткий для такой темы. :)
    Если не возражаете, хочу поделиться несколькими именами уже известных армянских ювелиров, работающих за пределами Армении. Они очень разные, но каждый заслуживает внимания в своей нише. И так… мой сегодняшний выбор:
    Arman (http://www.armanjewelry.com/)
    Regina Aradesian (http://www.aradesijewellery.com/)
    Не могу не добавить
    Avakian (http://avakian.com/entry.html)
    и короля запонок Tateossian (http://www.tateossian.com/)

    P.S. Подвеска на второй картинке очень красивая работа, но не совсем армянская в стиле (имхо).

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.