Архив рубрики «История»

Квартет памяти великого

Ранний состав квартета

Ранний состав квартета

В Армении есть по крайней мере четыре исполнителя, которые озабочены не собственным успехом, а тем, как сохранить главное музыкальное наследие народа. Они передают из поколения в поколение то, что великий Комитас собирал по крупицам. Передают бережно, но уверенно, по пути тщательно шлифуя материал и питая его своей энергией. Речь, разумеется, о Квартете имени Комитаса.

В этом году выдающемуся камерному ансамблю исполнится 85 лет. Квартет был создан в конце 1924 года по инициативе армянских студентов Московской консерватории: Авета Габриеляна (I скрипка), Левона Оганджаняна (II скрипка) Михаила Терьяна (альт) и Сергея Асламазяна (виолончель). Руководителем квартета в то время был Е. Гузиков. Сразу по выходе на сцену «квартет выдвиженцев Московской консерватории», как его тогда называли, оказался в центре внимания — публики и профессионалов. «Этот молодой квартет в недалеком будущем завоюет одно из первых мест», — обронил как-то русский композитор М. Ипполитов-Иванов. Вскоре квартет действительно снискал большую любовь и признание.

Читать далее »

Главный фильм армянского кино

Кадр из кинофильма «Пэпо»В 1935 году, когда у деятелей всё еще молодого кинематографа энтузиазма было предостаточно, а о драматургах, ставших классиками, рассказывали их современники, появлялись удивительные фильмы. Вероятно, сама эпоха располагала к созданию шедевров. А может, динамика развития «важнейшего из искусств» обязывала… В общем, в вышеозначенном году пионер армянского кинематографа Амо Бек-Назаров снял первый отечественный звуковой фильм «Пэпо», ставший… правильно, классикой.

Одноименную пьесу основоположник армянского реалистического театра Габриэл Сундукян написал в 1870-х. Написал так, что при чтении страницы расплываются от обильно выделяемых слюней — с голоду по вкуснейшему Тифлису. Не сомневайтесь: режиссер получал огромное удовольствие от работы над материалом, иначе фильм бы не получился, а мы бы не спорили — что лучше: пьеса или картина.

Читать далее »

Кому мешает красное яблоко?

Красное яблокоАрмяне — народ консервативный. Обычаи любят, общественным мнением дорожат, из толпы добровольно могут выделиться разве что богатством. Иными словами, хваленый армянский индивидуализм ограничивается лишь тягой к тому, чтоб быть успешнее, чем другие. Никаких сомнительных выступлений вроде отказа от привычного новогоднего меню со свиным окороком в центре не ждите. Так и с околосемейными традициями и понятиями. В идеале девушка должна выходить замуж девственницей. Правильный ход событий в некоторых армянских семьях издавна и до сих пор, несмотря на всю динамику жизни, оформляется в красно-белых тонах. Кто мог предположить, что весна заставит латентных нигилистов стать активными?! Представительницы женских НПО и секс-меньшинств намерены 8 марта похоронить символ чистоты армянок — красное яблоко!

Читать далее »

Инструмент — душа народа

ДудукАрмению можно не только увидеть. Она часто бывает слышна — когда звучит дудук. Бархатному тембру и ускользающим интонациям абрикосового дерева внимает весь мир. Дудук обладает уникальной способностью быть уместным везде: на концертах в филармонии, на похоронах и свадьбах, в большом голливудском кино, российских поп-проектах и на международных джазовых джем-сейшнах. Армянский дудук — великий инструмент.

Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые главный армянский инструмент упоминается в письменных памятниках государства Урарту. Таким образом, его история насчитывает не меньше трёх тысяч лет. Другие источники указывают на то, что появление дудука относится ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте под названием циранапох («трубка из абрикосового дерева» в переводе с армянского). Наконец, дудук изображен на многих средневековых армянских рукописях.

Читать далее »

Трндез: танец вокруг огня

Издревле повелось, что 13 февраля армянские молодожены во второй раз принимают поздравления и подарки: в этот день в стране отмечают религиозный праздник Трндез, который Католикос всех армян объявил Днем благословения новобрачных.

Трндез (Տյառնընդառաջ в переводе с армянского — «Встреча с Господом») появился еще в дохристианской — языческой Армении. В те далекие времена армяне поклонялись огню и богу Миргу. Смысл праздника был в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня. Для этого армяне прыгали через костер и танцевали вокруг него.

Читать далее »

Армянский покровитель влюбленных опередил Валентина

Пока европейцы и примкнувшие к ним азиаты, не говоря об американцах и россиянах, собирают всё розовое, армяне переводят дыхание: первый праздник влюбленных уже прошел. В этом году Святому Саркису поклонялись 7 февраля. Через неделю после армянского Дня влюбленных весь мир будет обмениваться валентинками. Оба праздники имеют различное происхождения, но отмечают их практически одинаково.

День Святого (Сурб) Саркиса (Сергея) празднуют в январе или феврале: он приходит за 63 дня до Светлой Пасхи, обычно в промежутке между 18 января и 23 февраля. 7 февраля в Ереване уже пахло весной и любовью, благо что официальное пристанище влюбленных — Lover’s Park (бывший Пушкинский садик) — в новом образе и под патронажем самого президента Сержа Саргсяна принимало всех, кто спешил на самое романтичное общегородское мероприятие года. В парке звучала музыка, парочки развлекались играми, обменивались подарками — веселились. Всадники, облаченные в костюмы Святого Саркиса и его 14 воинов, раздавали гостям подарки и угощения.

Читать далее »

Главное армянское хранилище

В самом сердце Армении есть сокровищница, к которой паломники со всего мира, приземлившиеся на армянской земле, устремляются в первую очередь. Это крупнейшее в мире хранилище древних армянских рукописей «Матенадаран» имени св. Месропа Маштоца — основателя армянского алфавита.

Матенадаран. Вид на главный вход

Матенадаран. Вид на главный вход

В конце проcпекта Маштоца, что в центре Еревана, величественно возвышается оригинальное здание, построенное в 1959 году. От памятника Маштоцу короткая дорога ведет нас к главному входу в «Матенадаран», по обеим сторонам которого стоят каменные изваяния крупнейших мыслителей армянского средневековья: Мовсес Хоренаци, Анания Ширакаци, Мхитар Гош, Торос Рослин, Фрик, Григор Татеваци.

«Матенадаран» был создан на базе национализированной в 1920 году коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Фонды книгохранилища насчитывают десятки тысяч армянских манускриптов и свыше 100 тысяч старинных архивных документов, около 2000 рукописей на арабском, персидском и других языках.

Читать далее »