Квартет памяти великого

Ранний состав квартета
В Армении есть по крайней мере четыре исполнителя, которые озабочены не собственным успехом, а тем, как сохранить главное музыкальное наследие народа. Они передают из поколения в поколение то, что великий Комитас собирал по крупицам. Передают бережно, но уверенно, по пути тщательно шлифуя материал и питая его своей энергией. Речь, разумеется, о Квартете имени Комитаса.
В этом году выдающемуся камерному ансамблю исполнится 85 лет. Квартет был создан в конце 1924 года по инициативе армянских студентов Московской консерватории: Авета Габриеляна (I скрипка), Левона Оганджаняна (II скрипка) Михаила Терьяна (альт) и Сергея Асламазяна (виолончель). Руководителем квартета в то время был Е. Гузиков. Сразу по выходе на сцену «квартет выдвиженцев Московской консерватории», как его тогда называли, оказался в центре внимания — публики и профессионалов. «Этот молодой квартет в недалеком будущем завоюет одно из первых мест», — обронил как-то русский композитор М. Ипполитов-Иванов. Вскоре квартет действительно снискал большую любовь и признание.
В 1935 году, когда у деятелей всё еще молодого кинематографа энтузиазма было предостаточно, а о драматургах, ставших классиками, рассказывали их современники, появлялись удивительные фильмы. Вероятно, сама эпоха располагала к созданию шедевров. А может, динамика развития «важнейшего из искусств» обязывала… В общем, в вышеозначенном году пионер армянского кинематографа Амо Бек-Назаров снял первый отечественный звуковой фильм «Пэпо», ставший… правильно, классикой.
Армению можно не только увидеть. Она часто бывает слышна — когда звучит дудук. Бархатному тембру и ускользающим интонациям абрикосового дерева внимает весь мир. Дудук обладает уникальной способностью быть уместным везде: на концертах в филармонии, на похоронах и свадьбах, в большом голливудском кино, российских поп-проектах и на международных джазовых джем-сейшнах. Армянский дудук — великий инструмент.