Архив рубрики «История»

Немного об армянских фресках

Старинная армянская фреска

Старинная армянская фреска

Уникальный вид искусства. Неповторимая техника. Характерный стиль. Обновленные сюжеты.

…Историки свидетельствуют: уже в IV—VI веках армянские храмы расписывались.

Расцвет армянской фрески пришелся на золотой век национальной архитектуры — VII столетие: Кармравор в Аштараке, Св. Минаса в Джрарате, церкви в Багаване, Мрене, Артике, Сисиане, Птгни. Сравнительно хорошо сохранились фрески церкви Св. Степаноса в Лмбатаванке, в соборе Талина, церкви Св. Григория в Аруче, построенной Григорием Мамиконяном в 666 году. Фрески того периода отличаются иконографическими и композиционными особенностями, богатством колорита, ярко выраженной монументальностью и высоким мастерством исполнения.

Читать далее »

«История армянского искусства» уже на прилавках!

Дождались («Армянский салон» и другие площадки, где собираются ценители армянского искусства): подробное изложение истории армянского искусства — с иллюстрациями и в хорошем переплете — после многолетних стараний ученых увидело свет! Издательство «Зангак-97» выпустило роскошный том, над содержанием которого целых семь лет трудились ведущие историки: Арарат Агасян, Гравард Акопян, Мурад Асратян и Виген Казарян.

Читать далее »

Грузинское «стереть следы армян»: минус еще один

Вид на храм незадолго до его гибели

Вид на храм незадолго до его гибели

Несколько дней назад над православной Грузией засветился дурной знак: рухнула церковь. Но грузинам покровительствует серьезный святой, и как раз его день — Гиоргоба — в этом году пришелся на 23 ноября, так что негатив от случившегося с чужой, не нужной Грузии церковью быстро затмил светлый пангрузинский праздник, даром что страна истово христианская — добродетельная и всё такое! Какое, в конце концов, Грузии дело до церкви Мугну — спорной, к тому же. Видать, Сам Господь Бог так распорядился — ну, чтобы прений между братскими народами не было. Нет церкви — нет и предмета спора, логично? А то от этой темы выла ну буквально вся добрососедская Грузия.

Читать далее »

О ювелирном искусстве

Патриарший посох 18 в. Ван

Патриарший посох 18 в. Ван

В каждой армянской семье, консервативной и либеральной, соблюдается обязательная традиция: задарить повзрослевшее чадо украшениями из драгкамней и металлов. Они обозначаются ёмким и звучным слово — зард (զարդ), бывают как фамильные, так и современные — специально заказанные или купленные. Эта традиция имеет под собой два основания: во-первых, армяне очень практичны и понимают, что драгоценности только растут в цене; во-вторых, армянская ювелирная школа одна из древнейших во всём мире, и ее мастерами испокон веков создаются настоящие шедевры.

Жители Армянского нагорья использовали золото и серебро еще во II тысячелетии до н. э. Самобытное ювелирное искусство Армении появилось благодаря драгоценному сплаву тонкой техники и неуемной фантазии мастеров. Искусство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, узоров, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления отразилось в удивительных предметах украшения, культа и быта. О серьезном отношении армян к ювелирному искусству говорит и тот факт, что едва ли не со времени изобретения армянского алфавита для сохранности и украшения рукописей изготавливались переплёты из золота и серебра. В обиходе армянского населения всегда были серебряные и позолоченные пояса, пряжки, пуговицы, головные украшения, ожерелья, кольца, кофейные и чайные сервизы. Часть из них сегодня можно увидеть в Государственном музее истории Армении (Ереван), в Этнографическом музее (Сардарапат), музее Эчмиадзинского монастыря.

Читать далее »

Первому армянскому журналу исполнилось 215 лет

Azdarar«Аздарару», первому армянскому журналу, исполнилось 215 лет! Вообще-то круглая дата высветилась еще 16 октября, в День армянской печати (праздник объявлен в честь выхода первого номера «Аздарара»), но официальное празднование прошло в пятницу, 13 ноября. А сегодня об «Аздараре» вспоминаем мы.

Любопытно, что первый армянский журнал увидел свет… в индийском городе Мадрасе. Отцом армянской журналистики стал священник Арутюн Шмавонян, который когда-то основал типографию, печатал книги на армянском, а затем стал редактором, наборщиком и издателем «Аздарара». Он даже бумагу собственноручно изготавливал из хлопковой целлюлозы.  На личные средства Шмавоняна вышло 18 выпусков журнала общим объемом в 965 страниц. «Аздарар» (кстати, его название переводится как «вестник») содержал не только торговые, экономические и политические известия: в нем публиковались художественные произведения, переводы и исторические труды. Печатались также корреспонденции из России, в частности указ Екатерины II об основании для армян города Григориополя. Словом, в то время «Аздарар» был весьма крупным и значимым изданием. Читать далее »

Армянский национальный костюм

Карта армянского костюмаВ Армении так: отъедешь на десять километров — и откроется совершенно другой пейзаж, обнимет неожиданный климат, зазвучит малопонятный диалект… У нас плотность разнообразных чудес на одном квадратном километре чрезвычайно высока. Потому, взявшись за рассказ об армянском национальном костюме, мы слегка растерялись: как это сделать, если у каждого уголка страны свой собственный костюм, так же, как танец, рецепт гаты (будет рассказ и о ней!) и даже внешний типаж? Но нет ничего невозможного.

Армянскому костюму столько же лет, сколько этносу — почти три тысячи. С тех пор, под влиянием истории и назойливых гостей, национальное одеяние модифицировалось и трансформировалось, но основа до сих пор неизменна. Она состоит из рубашки с низким воротом и широких шаровар. У женщин шаровары присборены и закреплены на щиколотках, а у мужчин держатся при помощи широкой обмотки. Поверх рубашки издревле носили архалух (тип длинного сюртука). Сверху надевали чухи (черкески), подпоясывали поясом или (чаще женщины) длинным шарфом. Дамы носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин это были накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Обувь армяне шили из сыромятной кожи: это были туфли на низком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. А теперь — чуть подробнее. Читать далее »

Сиаманто — Варужан

Как-то так случилось, что о многих армянских умах и талантах пишут в контексте великой трагедии. Историю не сотрешь: там был Комитас, и одного имени хватит, чтобы представить чудовищную картину… Но Вардапет был не один: его, как мы уже писали, окружали выдающиеся поэты Сиаманто и Варужан. О них и поговорим сегодня.

Сиаманто (1878—1915)

Читать далее »