Архив рубрики «Синематограф и анимация»

К показу «Солдата и слона»

Кадр из фильма «Солдат и слон»

Кадр из фильма «Солдат и слон»

…Шла война. У солдата Арменака прибавилось забот — нужно привезти… слона в Ереван. Из Германии. Режиссер Дмитрий Кесаянц снял поистине эпическое полотно, в котором Мгер Мкртчян сыграл доброго и мужественного воина. Было это 33 года назад — но до сих пор кино «Солдат и слон» трогает всякого, кто его смотрит.

«Я никогда не поверил бы в подлинность подобной истории, если бы однажды мне не пришлось увидеть документы, ясно свидетельствовавшие, что в этом невероятном на первый взгляд сюжете все — правда», — писал режиссер. А история была такая. В разгар войны из Москвы в Ереван был отправлен слон. Он не доехал — дороги были взорваны, а слон, думали, потерялся… Он и вправду потерялся, но три года спустя был найден — под Берлином, куда его переправили фашисты. Фильм начинается именно с того, как красноармейцы, добравшиеся до Германии, забирают заблудшего слона. Ответственным за слона стал армянский солдат Арменак. Ему-то и приказали доставить несчастное животное — теперь уже из Германии.

Читать далее »

И снова Горки

Горки в Центре «Кафесджян»Имя Аршила Горки, самого известного на Западе армянского художника, весной произносится чаще всего. То турки, не справляясь с привычной тревогой, протестуют по поводу выставки работ мастера, то армянские искусствоведы подчеркивают величие художника именно в связи с Днем памяти жертв Мец Егерна. Весьма символично: судьба самого Горки резко изменилась 24 апреля 1915 года.

…С тех пор, как его вынудили покинуть родной Ван, многое изменилось. Аршил вырос, овладел искусством живописи, стал одним из лидеров мирового абстрактного экспрессионизма. Уже при жизни его считали одним из влиятельнейших американских художников. Его картины выставлены в крупнейших галереях США и в главном европейском музее современного искусства — Tate Modern в Лондоне. Полотна Горки висят как напоминание об извечном грехе варваров, занявших Константинополь. И они не могут не нервничать, и нервы сильно сдают в апреле, как водится.

Читать далее »

2010 обещает стать переломным для кино

КинолентаКризис кризисом, но на кино деньги всегда найдутся, а уж инициативы и вдохновения — и так полно. Молодые режиссеры снимают фильмы, многие окунулись в фестивальную жизнь… Год станет переломным для кино, пообещали в Национальном киноцентре.

Из планов: до конца этого года кинематографисты завершат работу над семью полнометражными фильмами. На экраны выйдут, в частности, «Алаверди» Марии Саакян, «Моя бедная любимая мать» Ники Шеек и «Жанна и голоса» Микаэла Ватиняна. Директор киноцентра Геворг Геворгян объявил: молодые режиссеры вдохнут новый стиль и качество в армянское кино. Смелые ожидания, отличные намерения — в том числе принять участие в Каннах. Читать далее »

Фестиваль одного кадра

Представители малого кино ждали апрель с редким волнением. Пока в индустрии царит кризис, художникам было велено снимать малобюджетные фильмы. Но фестивалей, готовых принять такие, не так уж и много. А фестивалей, содействующих производству, и вовсе мало. Потому армянские кинематографисты, мы говорим о молодых, ринулись подавать заявки на участие в фестивале One Minute One Shot («Одна минута — один кадр»).

Восьмой по счету и международный по статусу фестиваль короткого метра One Minute One Shot пройдет в мае, с 17 по 24, в славном центре НПАК. Центр экспериментального искусства давно и активно содействует молодым творцам. И нынешний фестиваль — не исключения, он станет настоящим праздником для независимого кино с практически нулевым бюджетом. На One Minute One Shot каждый участник получит возможность на месте снять и смонтировать кино — на производственной базе фестиваля. Техническая поддержка будет оказана на безвозмездной основе. Единственное условие: успеть вовремя (до 10 апреля) подать заявку в оргкомитет, который расположен в самом НПАКе. Читать далее »

Этот глубокий и тонкий Эгоян

Атом ЭгоянКартинно красивый режиссер, одетый (природой или временем) в образ безупречно интеллигентного — деликатного и тонкого — человека. Разочарованные женщины, перешептываясь, говорят о таких: «Поставила бы в колбу — любоваться…». И заботит его, оказывается, не иллюстративная красота любви, с вкраплениями поэтических цитат… Атома Эгояна волнуют серьезные темы — как серьезного армянского мужчину.

Если история, то самая страшная ее страница. Если брак, то глубинные сложности взаимоотношений. И главное — однозначных ответов на заданные в его фильме вопросы всё равно нет. Мастер-индивидуалист, прочно занявший нишу интеллектуального кино, поднимает неисчерпаемые темы — и наводит на серьезную работу мозга и души.

Эгоян многообразен, хоть его почерк угадывается с первых кадров. И деликатность не утрачивается по зову сюжета — взять тот же «Арарат», драматургия которого выстроена так, что нет паники при просмотре: это кино в кино! И увлечение символами не переходит в спекуляцию ими — рассыпанный в аэропорту гранат, кровь, которая сочится из зерен, дивно задевают национальную память.

Читать далее »

Айвазяну исполнилось бы 85

«Карабах — не национальная идея. Нас ограбили, мы потеряли наши земли. Сегодняшняя Армения — всего лишь седьмая часть великого армянского государства. Тем не менее территория не может стать национальной идеей, национальная идея в том, чтобы были мы, чтобы мы возвратились к себе, к своим истокам, своей сути, собрались вместе. Сохранить свое „я“ можно, только живя со своим народом, в своей нации», — это слова легендарного литератора и кинодраматурга Агаси Айвазяна. Сегодня ему исполнилось бы 85.

Крупный творец, мыслитель и патриот, служивший Отечеству последовательно и преданно. Блистательный прозаик и яркий драматург, нашедший себя в кино. Его творчество — или часть — сконцентрировалась аккурат к юбилею. Фонд Агаси Айвазяна (его возглавляет вдова Грета Вердиян) проводит год Айвазяна. В программе марафона — презентация сборника «Пьесы Агаси Айвазяна» на армянском и русском. В Москве, к слову, было издано «Евангелие от Авлабара» — блистательный поток искрометного юмора, тонких наблюдений, которым автор придал безупречную форму. Тбилисские зарисовки ужасно напоминают последнюю книгу писателя, вышедшую при его жизни: «Глубина глубин». Это сборник миниатюр — рассказов, который будет заново презентован сегодня в Союзе писателей Армении. В апреле в Театре кукол в Ереване пройдут айвазяновские чтения. А ближе к осени состоится театральный фестиваль. Читать далее »

Афиша на выходные: посмотреть и послушать

Выходные почти начались, и мы рекомендуем провести остаток пятницы в думах о том, куда пойти за большой и малой культурой. Обилие весенних афиш несказанно вдохновляет, и «Армянский салон» провел почти всё утро за их изучением, чтобы составить план действий на три ближайших вечера. Итого в программе оказались: вечер анимации, выставка полотен и концерт народной музыки.

Три дня подряд (сегодня последний) оригинальная Наира Мурадян, аниматор со стажем и очаровательная женщина, обменивается энергией с аудиторией. Вначале показ мультфильмов, затем — обсуждение, переходящее в неформальное общение. Всего — восемь фильмов, в том числе «Маленький солдатик», «Дорога», «Дерево детства», «Прибрежный ветер» и другие. Наира родилась в Ереване в семье художников. Рисовать фильмы она начала еще в 80-е, на студии «Арменфильм». В списке несомненных побед Мурадян — 22-минутный цикл миниатюр на стихи армянских поэтов. Мы непременно пойдем в центр «Нарегаци» к 19 часам.

Субботнюю часть намеченной программы можно реализовать днем или даже с утра — посетив выставку художника-юбиляра Фараона Мирзояна. Читать далее »