Архив рубрики «Имена и образы»
Художник собственного мира
В Калифорнии, ставшей постоянным местом обитания эксцентрика Эмиля Газаза (Казаза), сегодня и завтра проходит персональная выставка художника. Скульптуру, живопись и графику модного гюмрийца, который с 1986 года не был на родине, показывают в Центральной галерее искусств Пасадены. В Армении Газаза можно посмотреть: в Музее современного искусства (постоянно) и, например, Союзе художников и галерее Академии художеств — относительно недавно там состоялась крупная экспозиция его работ.
Выставки Газаза, во всяком случае в Армении, всегда вызывают ажиотаж. Публика приходит на них с заранее обозначенным восторгом, перемешанным с чувством ожидания сенсации. Художнику было достаточно однажды заявить, что он не желает «жить в навязанном мире», чтобы все замерли в предвкушении знакомства с чем-то очень оригинальным. Но «знакомство» в данном случае работает как аллегория: Газаза знают давно и хорошо, но он каждый раз — новый.
Мастер философской живописи
Художники-репатрианты — особенные творцы. До заветной точки отсчета — Большого Возвращения — они лелеют рафинированные образы родины. Затем, приземлившись в Армении, дают накопившейся энергии и впечатлениям выход. В результате смешения того, что копилось, с тем, что впитывается на родине, возникает чудо: метры и метры полотен, излучающих живую Армению. Акоп Акопян — из числа таких чудотворцев.
Он родился в Египте, где вынужденно оказалась его семья. Учился в Париже. Приехал в Армению зрелым художником. Мгновенно распознал суть родного пристанища. Сразу по возвращении создал цикл потрясающих армянских пейзажей. Читать далее »
О выдающемся Дуряне
Оган Дурян, писали в прессе, был в обиде на собственную страну. О нем сказали что-то нелестное и уволили с должности главного дирижера главного театра. Выдающийся музыкант покинул Армению — и теперь его мастерством наслаждаются лишь те, кто живут далеко от нас. А ведь было время, когда Дурян служил живым символом армянской музыки, и никому даже в голову не могло прийти, что он уедет. Однако это случилось. На родине отныне его чествуют дистантно. А сегодня в Доме камерной музыки маэстро посвятят концерт: у него недавно был юбилей.
Сиаманто — Варужан
Как-то так случилось, что о многих армянских умах и талантах пишут в контексте великой трагедии. Историю не сотрешь: там был Комитас, и одного имени хватит, чтобы представить чудовищную картину… Но Вардапет был не один: его, как мы уже писали, окружали выдающиеся поэты Сиаманто и Варужан. О них и поговорим сегодня.
Сиаманто (1878—1915)
Два ухода Хачатура Абовяна
Осенью 1829 года, 180 лет назад, началось восхождение на Арарат. Экспедицию возглавлял профессор Дерптского университета Иоганн Паррот. Его сопровождали два русских солдата, двое армянских крестьян и дьякон Эчмиадзинского монастыря. «Санкт-Петербургские ведомости» вскоре сообщили: «С крайним удовольствием поспешаем возвестить любопытную для ученого света новость о смелом подвиге, совершенном господином профессором Парротом. Г. Паррот, в сопровождении неутомимого эчмиадзинского монаха, селян и солдат, отправился достигнуть вершины Арарата, если только сие возможно человеческим силам… 27 сентября в 3 часа пополудни, оставив на половине дороги трех поселян, совершенно истощенных усталостью, они достигли до самой вершины». «Неутомимым эчмиадзинским монахом», упоминаемым в газетной корреспонденции, «20-летним юношей», о котором тепло отзывался руководитель экспедиции, был великий Хачатур Абовян. То был первый раз, когда он ушел в неизвестность — и, к счастью, оказался в числе первопроходцев, смотревших на мир с вершины Арарата…
Художник свободы
Вначале была персональная выставка в Союзе художников. Затем — в Музее современного искусства. А накануне — вручение медали «Акоп Мехапарт» за значительный вклад в искусство. Этой осенью мы отмечаем юбилей прославленного художника Рубена Адаляна, который «50 лет придавал армянской живописи новое дыхание и новое мышление».
«Мое я — это поиск, когда я каждый раз, в каждой новой работе не боюсь самого себя. Я очень разный, изменчивый. Я постарался не ограничивать себя… Думаю, что свобода действий — самое важное для художника…» — говорит Адалян, и критики ему практически вторят: «Адалян — художник необыкновенного диапазона. В этом смысле с ним мало кто может потягаться».