Архив рубрики «Имена и образы»

Вспомнить «Хатабала»

В одном армянском доме начался переполох. Дом был добротный, тифлисский, жил в нем богатый купец с семьей. А в семье той маялась девица, которую замуж не брали. Но настоящие страдания ей принес приезд блестящего молодого человека из Петербурга и то, как переполошилась родня в этой связи…

Читать далее »

От книжной миниатюры к незнакомкам

Вторая персональная выставка, участие во многих групповых, блистательная деятельность главного худредактора солидного издательства, неожиданный переход от нежной акварели к миниатюрным иллюстрациям… А сегодня еще и юбилей продолжил увлекательный ряд событий. Замечательному художнику Ара Багдасаряну исполнилось 70. По поводу счастливо и плодотворно проведенных десятилетий в Союзе художников на ереванской улице Абовяна уже который день впускают жадную до графики (именно под этим видом изобразительного искусства организаторы экспозиции объединили работы юбиляра) публику. Читать далее »

Санаин

Давненько мы не рассказывали о знаменитых монастырских комплексах, рассыпанных по всей Армении. О прекрасном Санаине напомнит любой путеводитель по стране. До него, правда, не так легко добраться, но приехать в Армению и пропустить Санаин? Невероятная ошибка.

Комплекс, расположенный высоко в горах в одноименном селе у каньона реки Дебед (область Лори), известен приблизительно с X-XI веков, но точной даты сооружения Санаина никто не знает. В указанный период Санаин был просветительским центром армян, даже школа при монастыре была преобразована в Академию, известную в истории Армении как Академия Григора Магистроса Пахлавуни. В заведении с особой тщательностью преподавали гуманитарные науки, а в числе преподавателей были выдающиеся ученые и просветители Средневековья: Теодорос, Вардан, Анания и другие, вошедшие в историю как Санаинские. Читать далее »

Живопись от основоположника

Суренянц. Церковь Рипсимэ…Чехов зря переживал: Вардгес Суренянц, которому было поручено оформление новой «Чайки», уже тогда славился искусством передачи тончайших нюансов, а ведь это едва ли не главное качество служителя реформаторского театра. К известному армянину, обучившемуся в Мюнхенской академии художеств, лица из Московского художественного театра долго присматривались. А главное — Суренянц обладал даром так называемого «картинного перевоплощения» — его испанские, персидские или крымские этюды, стенная роспись армянских монастырей и наконец великолепные полотна национальной истории — мифологической и реальной — тому подтверждение. Это понимали даже в Мариинке — собственно, в Мариинский театр в Петербурге художника пригласили еще до того, как он попал в МХТ. В императорском театре он оформил сцену для балета «Пираты» и оперы Антона Рубинштейна «Демон».

Читать далее »

Песня месяца

Рано или поздно музыканта сильно потянет к корням.

И запоет-заиграет он щемящую мелодию, растягивая с чужеродным акцентом народные слова.

И украсит он собою облако грусти, витающее над звуками дудука, которому вторит канон.

И хватит ему трех минут, чтобы рассказать о любви. Читать далее »

Об Анаит Саинян

Крепкие и маститые, монументальные и острословные. Они уходят. Грант Матевосян, Сильва Капутикян и… Анаит Саинян, ведущий прозаик современности. Она скончалась под Рождество – прожив долгую и насыщенную жизнь, оставив после себя длинный список серьезных произведений, очистивших родную речь, выразивших ее полно и во всей красе, подаривших читателям неподражаемый рой мыслей, звонкую гамму чувств.

Читать далее »

Лучший голос страны

Неделя, последовавшая за новогодними каникулами, выдалась не слишком богатая на события культуры — ни громких выставок, ни премьер или концертов. «Армянский салон», потому, расслабившись, открыл на время галерею портретов прекрасных армянских деятелей, о которых мы прежде не писали или делали это вскользь. Сегодня мы остановимся возле образа великой Гоар Гаспарян.

Читать далее »