Архив рубрики «Синематограф и анимация»

Главный фильм армянского кино

Кадр из кинофильма «Пэпо»В 1935 году, когда у деятелей всё еще молодого кинематографа энтузиазма было предостаточно, а о драматургах, ставших классиками, рассказывали их современники, появлялись удивительные фильмы. Вероятно, сама эпоха располагала к созданию шедевров. А может, динамика развития «важнейшего из искусств» обязывала… В общем, в вышеозначенном году пионер армянского кинематографа Амо Бек-Назаров снял первый отечественный звуковой фильм «Пэпо», ставший… правильно, классикой.

Одноименную пьесу основоположник армянского реалистического театра Габриэл Сундукян написал в 1870-х. Написал так, что при чтении страницы расплываются от обильно выделяемых слюней — с голоду по вкуснейшему Тифлису. Не сомневайтесь: режиссер получал огромное удовольствие от работы над материалом, иначе фильм бы не получился, а мы бы не спорили — что лучше: пьеса или картина.

Читать далее »

С именем святого — культуру в массы

Выставка работ учащихся Национального центра эстетики

Выставка работ учащихся Национального центра эстетики

Ереван — город миниатюрных галерей и культурных центров, спрятанных в укромных местах. Бывает, что название у всех на устах — за ним следует перечень множества мероприятий, а найти то, что за ним скрывается, приезжему человеку очень сложно. К примеру, институт искусств «Нарегаци» (именно так, с буквой «г» в середине, на западноармянский манер, поскольку основатели — из наших заокеанских соотечественников). Он расположен в центре столицы, но очень скромно — на цокольном этаже одного из домов вдоль Вернисажа. Будете проходить мимо — не забудьте и в «Нарегаци» заглянуть.

В эти дни — вплоть до 5 марта — там проходит весьма интересная выставка работа учащихся Национального центра эстетики. Среди образчиков — рисунки, выполненные в разной технике, и кое-что, что вписывается в так называемое декоративное искусство. Лучшее, что там выставлено, на наш вкус, — это куклы. Они по-армянски гротескны, ярки, нелепы, с грустинкой и очень привлекательны!

Читать далее »

ArtExpo: В Ереване отчитались за культуру-2008

В здании Союза художников республики проходит выставка ArtExpo, на которой музеи, галереи, фонды и фестивали — практически все культурные площадки Армении — отчитываются за работу, проделанную в 2008 году.

13 и 14 февраля двери Союза бесплатно открыты для желающих ознакомиться с главными прошлогодними событиями армянской культуры и так называемой творческой продукцией. Среди участников ArtExpo — представители Национальной картинной галереи, Дома-музея О. Туманяна, Музея истории Армении, кинофестиваля «Золотой абрикос», киностудии документальных фильмов «Айк» и множества других центров армянской культуры. Из их презентаций, сопровождающихся иллюстрациями, кино- и видеопоказами, становится ясно: камерная Армения живет самой активной культурной жизнью.

Читать далее »

Диана Мкртчян: «Я сняла кино про человека, который потерял дом»

Диана Мкртчян

Режиссер Диана Мкртчян

…Хрупкая девушка-режиссер, легко переходящая с языка на язык, с диалекта на диалект. Сегодня ей по плечу зрелое кино, о котором великий Марк Захаров отзывается несдержанно: «Потрясающе!». Зовут ее изящно, но колоритно: Диана Мкртчян. Полжизни – москвичка; в Ереване бывает нечасто. Энергии – хоть отбавляй: то учеба, то работа – в документальном (пять фильмов) и игровом (один) кино, – то поездки на фестивали. К слову, в этом году ее трогательный до спазма фильм «Гата» с интересом приняли в Каннах (программа «La cinefondation»), а в Ереване, на «Золотом абрикосе», и вовсе отметили серебром. «Гата» (2008 г., Россия) рассказывает про армянских беженцев из Азербайджана, живущих в России. Дед и бабушка ссорятся из-за инжирового дерева, оставленного в бакинском саду, и перечисляют сорта сахара, который они там покупали… Как молодой и жизнелюбивой Диане удалось так верно рассказать про самое больное, выясняла Наира Геворкян.

– «Гата» – это мой первый игровой фильм. Была задумка сделать документальное кино, но в итоге получилось игровое. Вообще, в фильме задействованы всего два профессиональных актера, а остальные участники – реальные беженцы из Баку. Мы снимали в реальных интерьерах: это подмосковные общежития, где живут беженцы, – начала Диана.

Читать далее »