Фрески Минаса переедут в «Звартноц» в июле, но мы их увидим в августе
Через три недели фрески Минаса, перевезенные из Гюмри, переедут в здание столичного аэропорта. Громкие протесты гюмрийцев, требовавших оставить произведения художника в городе, не возымели действия.
Спор начался после того, как министерство культуры страны объявило о решении перенести погибающие фрески в Ереван — для хранения их в более надежных условиях, чем существующие в Гюмри. Ширакцы запротестовали — они требовали оставить произведения там, где были созданы и находились до сих пор. В прошлом году две фрески Минаса прошли реставрацию у итальянских мастеров, после чего были выставлены в Доме правительства Армении, на что гюмрийцы отреагировали с одобрением. Зато планы правительства разместить в «Звартноце» две другие фрески художника («Прядут нить» и «Мельничный жернов») вызвало протест со стороны гюмрийской интеллигенции и представителей общественных организаций.
Денег на реставрацию фресок и их безопасность у администрации Гюмри нет, как и специалистов, потому культурное ведомство взяло на себя проблему реставрации и хранения созданных Минасом Аветисяном шедевров. Ранее пресса писала, что минкультуры официально предложило гюмрийцам самостоятельно позаботиться о восьми (!) фресках, находящихся на грани гибели. Но ответа не последовало, и тогда министерство взяло все мероприятия на себя.
Последний этап подготовительных работ по переносу фресок Минаса Аветисяна и их установке в ереванском аэропорту «Звартноц» состоится с 5 по 15 июля, заявила министр культуры Асмик Погосян. Компания, эксплуатирующая ереванский аэропорт, обязуется хранить фрески в надлежащих условиях. Одна фреска будет размещена в зале для особо важных персон, вторая украсит общий зал аэропорта.
Все фрески Минаса, о которых идет речь, являются собственностью государства. «Прядут нить» и «Мельничный жернов» будут отреставрированы на средства аргентинского предпринимателя армянского происхождения Эдуардо Эрнекяна, владеющего компанией, эксплуатирующей столичный аэропорт. Фрески будут презентованы всем желающим в августе, в день открытия нового терминала «Звартноца».
В Шираке по-прежнему остается более десяти фресок Минаса, остро нуждающихся в реставрации, которую следует назвать спасением. Произведения появились в начале 70-х на территории нескольких заводов Гюмри — художник создал их по заказу руководителей предприятий, на средства государства. Землетрясение 1988 года остановило работу заводов, и фрески оказались в неблагоприятных условиях — аварийное состояние зданий и опасная для произведений температура сделали свое дело: фрески находятся на грани гибели.
Метки: Аветисян, Гюмри, Ереван, изобразительное искусство, Минас, Минас Аветисян, реставрации, события, фрески, художники, Ширак
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.