В Ереване выставлены произведения Жоржа Якулова
Приблизительно 90 работ Жоржа (Георгия) Якулова выдали сотрудники фонда галереи, чтобы напомнить о художнике посетителям музея. Экспозиция открылась в прошлую пятницу, и на ней мы увидели декорации, созданные Якуловым, и его графику. Выставку презентовала автор первой монографии о Якулове Виктория Бадалян. Искусствовед назвала художника основателем теории света и происхождения стилей в искусстве, «представившим миру армянскую живопись как уникальное единство понимания света и глубины». «Будучи выдающимся представителем русского и армянского авангарда, Якулов, тем не менее, отказывался причислять себя к какому бы то ни было художественному направлению», — добавила Бадалян на открытии выставки.
В первый день работы экспозиции состоялись презентации новых книг, посвященных Якулову. Это переизданная монография «Георгий Якулов. Художник, теоретик искусства» Виктории Бадалян и альбом с произведениями художника «Георгий Якулов», составленный Ириной Багдамян.
Георгий Якулов родился в 1884 году в тифлисской армянской семье. Отец, Богдан Галустович Якулян, служил адвокатом, довольно рано скончался, и мать с детьми перебрались в Москву, где Георгий поступил учиться в Лазаревский институт восточных языков (будущий художник с детства владел несколькими — он выучил их в разнородном Тифлисе). Решив стать художником, Жора Якулов поступил в мастерскую К. Ф. Юона, а затем — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, из которого, впрочем, был отчислен за то, что не явился на экзамены. Позже молодой Якулов ушел в армию — служил на Кавказе, сражался на русско-японской войне (был ранен под Харбином), а затем вернулся в Москву и с тех пор посвятил себя искусству. Первые произведения Якулова выставлялись на московских экспозициях Союза русских художников и «Мира искусства». В 1913 году художника пригласили на выставку акварелистов в Дрездене.Состоявшийся художник оформлял московские кафе, создавал декорации к спектаклям — в течение жизни оформил 23 постановки в Москве, Минске, Париже. Его сценография, определили искусствоведы, вобрала в себя традицию «живописного театра», экстравагантного картинного зрелища, но с новым ощущением универсально-конструктивных возможностей сцены. Якулов с интересом создавал футуристические композиции, и на их основе формировал теорию «разноцветных солнц». Художник считал, что цвет должен работать не только в декоративных целях — у цвета самостоятельная драматическая роль, цвет призван воздействовать из глубин образа. Историки искусства считают, что теория Якулова, окончательно оформленная в 1912 году, повлияла на беспредметный симультанизм С. Делоне-Терк и Р. Делоне во Франции.
Новаторский подход к искусству Якулов проявлял не только в сценографии, живописи и графике, но и оформлении художественных выставок, поэтических и танцевальных вечеров, балов, интерьеров увеселительных заведений, чем вызывал полярную реакцию — от категорического отрицания до громких аплодисментов.
Георгий Якулов (в Париже он называл себя — Жорж) провел некоторое время на исторической родине, и именно в Ереване он скончался в 1928 году. Наиболее полное собрание работ художника хранится в Армении. В 1967 году армянские художники основали «Общество друзей Георгия Якулова», которое, в частности, помогало выкупать произведения художника у коллекционеров и на аукционах с целью формирования коллекции на родине.
Метки: авангардисты, выставки, графика, декораторы, живопись, книги, Национальная картинная галерея, новые книги, события, спектакли, сценографы, тбилисские армяне, театр, художники, Якулов
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.