Армянские эксперты вернулись из индийской экспедиции

Досконально изучить десять церквей. Тщательно запечатлеть на видео и фото четыре тысячи памятников. Миссия выполнена. Группа армянских историков вернулась с берегов Ганга с богатейшими материалами, а вскоре обещает фильм и книгу — об армянском наследии в Индии.

Достижениями и планами вчера поделилась общественная организация по исследованию армянской архитектуры (Research on Armenian Architecture, RAA). Руководитель Самвел Карапетян на пресс-конференции сообщил, что документальный фильм и книга об историко-культурных памятниках армянской общины Индии по итогам научной экспедиции в индийских городах выйдут в ближайшем будущем.

«Во время экспедиции шестеро ученых в течение месяца ездили по основным населенным пунктам Индии, где с начала XVI были сформированы армянские общины: Дели, Агра, Ванараси (Бенарес), Калькутта, Сейдабад, Мадрас, Бомбей, Кочи, Сурат… Мы исследовали около 10 церквей и сняли на видео и сфотографировали примерно четыре тысячи историко-культурных памятников», — отметил ученый. Самым ранним памятником, который удалось обнаружить и исследовать экспедиции, оказался хачкар 1611 года, сохранившийся на армянском кладбище в Агре. Другие хачкары историки нашли в Калькутте — они были созданы в том же столетии. Впрочем, по оценке Карапетяна, найденные хачкары «довольно просты и не идут ни в какое сравнение с искусством армянского хачкара того периода». Ученый сообщил также, что неподалеку от армянской церкви в Чинсуре экспедиция обнаружила семейное кладбище известных князей Мелик-Бегларянов. При этом, подчеркнул Карапетян, надписи на армянском на надгробных камнях встречаются, как правило, у первого поколения переселенцев; далее о наших соотечественниках сообщали тексты на английском. На надгробных камнях армян, переселившихся из Грузии, встречались надписи на грузинском.

Армяне появились в Индии в начале XVI века. Тогда в страну прибыли торговцы из Новой Джуги. Сто лет спустя сформировалась армянская община Мадраса, которая стала духовно-культурным центром индийских армян. В 1794—1796 годах там же свет увидело первое армянское периодическое издание «Аздарар». В 1772 году в типографии выдающегося армянского просветителя Шаамира Шаамиряна был издан первый публицистический печатный труд арцахского иерея Мовсеса Баграмяна «Новая книга, называемая увещеванием». Через год в 1773 году в той же типографии члены «Мадрасского кружка» Овсеп Эмин, Тер Мовсес, Григор Ходжаджанян и Шаамиряны выпустили первую конституцию для будущего армянского государства под названием «Западня честолюбия» — и этот труд принято считать главным достижением армянской политической мысли. В современном Мадрасе есть Армянская улица, на ней возвышается церковь Пресвятой Богородицы.

Почти все армянские храмы в Индии прекрасно сохранены, хотя армян там почти нет — церкви посещают индусы-христиане, отметил Карапетян. Сохранившиеся церкви относятся к периоду XVII—XIX вв.

Экспедиции встретились тамошние армяне лишь однажды — в Калькутте. В городе проживает не более 200 армян, «и только один из них — 80-летний старик — умеет говорить по-армянски». В Калькутте действуют три армянские церкви, английская школа с армянским уклоном, в которой учится около 90 детей.

Руководитель экспедиции подчеркнул, что в Индии армянским историко-культурным памятникам нет никакой угрозы, поскольку в стране никогда не разрушали следов чужих цивилизаций, а некоторые памятники (например, армянские кладбища Агры и Сурата и армянская церковь Мадраса) находятся под государственной защитой.

Метки: , , , , , , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, в среднем: 4,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.