Армянская и русская живопись соседствуют на выставке в Москве
Армянское и русское, выпорхнув их глубин веков, вновь пересеклось. «Два цвета радуги — двух судеб отраженье…» — название выставки полотен художников обеих стран, созданных в течение трех столетий. Перекрестком двух великих культур стал Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина.
Там, в сердце художественной Москвы, накануне открылась небезынтересная экспозиция. Срок ее работы — три месяца. В армянскую часть выставки вошли картины из архивов ереванских музеев (из дома-музей Сарьяна, музея Кочара, коллекции Абрамяна в Музее русского искусства, но в основном — Национальной галереи; всего — 103 работы).
Москвичи и гости мегаполиса увидят полотна Овнатанянов, Айвазовского, Башинджагяна, Сарьяна. Важным событием станет показ пластического искусства Ерванда Кочара. Традиционную программу составили морские пейзажи Айвазовского.
Овнатанян — семья армянских художников 17-19 веков. Родоначальником семьи историки называют Овнатана Нагаша. Акоп Овнатанян (1692-?) и Арутюн Овнатанян (1706 или 1707-?), сыновья и ученики Овнатана Нагаша, украшали миниатюрами рукописные книги, расписывали вместе с Овнатаном Нагашем собор в Эчмиадзине. Овнатан Овнатанян (около 1730—1801), живописец, сын Акопа Овнатанян, выполнил новую роспись собора в Эчмиадзине, исполнил для того же собора серию изображений святых и композиции на евангельские темы (часть из них хранится в Национальной картинной галерее).
Мкртум Овнатанян (1779—1845), живописец, сын Овнатана Овнатанян, писал церковные картины, исполнил серию изображений армянских царей и военачальников («Царь Трдат», 1836, Национальная картинная галерея Армении). Акоп Овнатанян (1806—1881), живописец, был одним из основоположников портретного жанра в армянском искусстве. В 1841 за портрет E. Головина художник получил от руководства Петербургской академии художеств весьма хвалебный отзыв. Для его пера, верного традиционным принципам армянского искусства (статичность фигур, ювелирная передача деталей, холодная гладь живописной фактуры), характерна также психологическая выразительность. К известным произведениям Акопа II Овнатаняна относятся: портреты Н. Теумян, E. Гургенбекян, Г. Караджяна (Музей искусства народов Востока, Москва], Меликовых и др. Агафон Овнатанян, живописец и гравёр, сын Мкртума Овнатанян, учился в Петербурге, там же создавал свои литографии.
Русское искусство на выставке представляют Боровиковский, Тропинин, Репин, Левитан, Кандинский, Шагал.
«Два цвета радуги — двух судеб отраженье…» приурочена к 100-летию Пушкинского музея. Как утверждают в Москве, выставка проводится с целью убедить широкую публику в том, что пространство культуры не имеет границ, и что бы ни менялось на политической карте, люди всегда будут стремиться к сохранению общей духовной и исторической памяти.
Армянское изобразительное искусство представлено в Пушкинском музее не впервые. Несколько лет назад одним из мероприятий Года Армении в России стала экспозиция «Реликвии Святого Эчмиадзина». Тогда декоративно-прикладное искусство средневековой Армении демонстрировалось посетителям с большим успехом.
Метки: Айвазовский, Башинджагян, выставки, даты, Ерванд Кочар, живопись, изобразительное искусство, Кочар, музеи, Национальная картинная галерея, Овнатанян, Овнатаняны, Сарьян, события, традиции, художники
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.