Паронян, отечественный сатирик
Армянский театр прочно ассоциируется с Сундукяном, Адамяном и Пароняном. Разумеется, список блистательных деятелей сцены значительно длиннее, но первые три имени принадлежат тем, кто не только самозабвенно служил национальному театру, но вошел в его историю с эпитетом «крупнейший». Сундукян — отец современной драматургии, Адамян — крупнейший трагик, а Паронян — главный сатирик нового армянского театра. О нем и поговорим.
Акоп Паронян, как и Сундукян, Адамян (впрочем, как и все великие), служил не только театру — но отечеству. Прежде чем отметим его бесспорную художественную мощь, напомним, что Паронян одним из немногих острым пером выдающегося сатирика показал, что манипуляции великих держав дали возможность Абдул Гамиду ужесточить меры против армянского населения империи. Паронян не остался в стороне от той статьи Берлинского трактата, в которой великие державы занимались пустословием: обещания провести реформы в Западной Армении не имели под собой правовой основы. Паронян понимал и доводил до армянской общественности тот факт, что турецкие правители намеренно сокращали процент армянского населения в гаварах. Классик призывал народ к самообороне, случись что…
Чуткий и преданный патриот, выдающийся литератор и драматург родился в 1843 году в Адрианополе. Учился в местной армянской школе. Двадцатилетним юношей переехал в Константинополь. Занимался публицистикой, служил редактором армянских газет и журналов, кои внесли заметный вклад в развитие армянской сатиры. Литературную деятельность начал с комедии «Слуга двух господ» (1865). Наиболее известной комедией Пароняна стала «Дядя Багдасар» (вольный, но укоренившийся перевод названия пьесы «Багдасар ахпар» («Брат Багдасар»).
Сочинения Пароняна переведены на многие языки. Его творчество сыграло едва ли не главную роль в становлении жанра политической сатиры. Драматургия Акопа Пароняна стала основой, на которой совершенствовались выдающиеся армянские актеры: Вруйр, Зарифян, Абелян, Хачанян, Нерсесян и другие. Пьесы сатирика ставили Р. Симонов, Л. Калантар, В. Аджемян и другие крупные режиссеры.
Метки: Адамян, актеры, драматурги, история театра, литераторы, Нерсесян, Паронян, публицистика, публицисты, режиссеры, сатирики, спектакли, Сундукян, театр, традиции
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.