Живопись от основоположника
…Чехов зря переживал: Вардгес Суренянц, которому было поручено оформление новой «Чайки», уже тогда славился искусством передачи тончайших нюансов, а ведь это едва ли не главное качество служителя реформаторского театра. К известному армянину, обучившемуся в Мюнхенской академии художеств, лица из Московского художественного театра долго присматривались. А главное — Суренянц обладал даром так называемого «картинного перевоплощения» — его испанские, персидские или крымские этюды, стенная роспись армянских монастырей и наконец великолепные полотна национальной истории — мифологической и реальной — тому подтверждение. Это понимали даже в Мариинке — собственно, в Мариинский театр в Петербурге художника пригласили еще до того, как он попал в МХТ. В императорском театре он оформил сцену для балета «Пираты» и оперы Антона Рубинштейна «Демон».
Художником восхищались, однако он воспринимал себя как миссионера, призванного просвещать мир — рассказывать ему об армянской трагедии. Потому он вошел в Товарищество передвижников — передвигаться по миру с выставками, повествуя о важном… Говорят, что на эту нелегкую деятельность Суренянца вдохновил его знаменитый родственник и друг отца Айвазовский, к которому семья будущего художника перебралась из Ахалцихе в 1867 году. В 1872 отца Суренянца назначили просвитером Московской армянской епархии и семья переехала в Москву.
Вардгес перешел из гимназии в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. В 1879 он поехал в Мюнхен в гости к брату — и поступил в тамошнюю академию. Отучившись, Вардгес отправился в Италию, где изучал армянскую литературу в библиотеке армянских мхитаристов. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре. В годы учебы в Мюнхене Суренянц создал полотна «Попранная свинья», «Альгамбра», «Покинутая». Картина «Семирамида у тела Ара Прекрасного» хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, но отражает ее формально: полотно больше посвящено абстрактной идее судьбы…
Суренянца впечатлило путешествие по Ирану. Среди персов он написал много этюдов и композиций, а в 1889 году читавший в подлинниках Шекспира и Гейне, владевший восточными языками, грабаром Суренянц перевел для выдающегося актера Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард III». В 1890 году художник прибыл на родину и начал преподавать живопись и историю искусства в Эчмиадзинской духовной семинарии. В 1987 году он создал «Церковь Рипсимэ» — самую знаменитую и важную свою работу. К тому времени картины основоположника исторического жанра в армянской живописи выставляли в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия). В Крым, кстати, он позже переехал — с целью поработать над эскизами армянских церквей. Суренянцу не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник: он скончался от инфаркта. Лучшие работы Суренянца хранятся в Национальной картинной галерее Армении.
Метки: ААЦ, Айвазовский, архитектура, выставки, грузинские армяне, живопись, изобразительное искусство, монастыри, музеи, Суренянц, театр, храмы, художники, церкви
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.