Кафесджян представляет
Грандиозное Открытие состоялось: центр «Кафесджян», на который несколько лет молилась вся армянская общественность, с размахом распахнул двери. В минувшие выходные большой музейный комплекс хвастал уникальными выставками, организованными по образу и подобию крупнейших арт-центров мира, приездом Синтии Леннон и Патти Бойд и лекцией, которую прочел ведущий критик «Нью-Йорк таймс».
Вчера на ереванском Каскаде было шумно и многолюдно. Народ прибыл посмотреть, что же представляет собой проект американца Джерарда Кафесджяна, который выполнялся целых семь лет и вокруг коего витала масса слухов и предположений. Выяснилось, что 13 тысяч квадратных метров бывшего советского памятника полностью переоборудованы под огромный комплекс, и отныне там находятся Центр посетителей, Музейный магазин, Зал специальных мероприятий и выставочные залы. Комплекс начинается с Сада скульптур, в котором выставлены любопытные экспонаты – работы Фернандо Ботеро, Линн Чедвик, Жома Пленсы и Барри Фленагана. Кота, Гладиатора и других персонажей, которые некогда возвышались на ступенях Каскада, теперь вместе с новоприбывшими скульптурами показывают у подножия сооружения.
А внутри здания по очереди открываются залы, в которых – невиданная доселе в Ереване роскошь! – экспонируются: Персидская инсталляция от Дейла Чихули (крупнейший представитель авангардного стекло-искусства), работы чешского художника Яромира Рыбака, японца Тадаши Суми и шведа Бертила Валлиена и многое другое, в том числе инсталляция от Сваровски. Одной из модных фич – символом нового центра – стала крупнейшая личная коллекция стекла Кафесджяна. Работы подписаны чехами Станиславом Либенски и Ярославой Брыхтовой – прославленными на весь мир современными художниками. К слову, именно Музей стекла еще на стадии подготовки проекта позиционировался как главный пункт комплекса. Ереванцам в новинку и коллекция, включающая, например, 28-футовый корабль, на котором сам Кафесджян служил в Тихоокеанском флоте в годы Второй мировой, а также редкая модель автомобиля «форд» выпуска 1906 года и работающий (!) паровой локомотив Wabash.
В нынешнем сезоне (до конца января, как обещают в «Кафесджяне») особую художественную ценность представляют две выставки – и обе от армянских классиков. Первая – это уникальное собрание миниатюр Аршила Горки. Экспозиция примечательна, во-первых, тем, что является первым в Армении крупным показом оригинальных работ художника. Во-вторых, коллекция состоит из редких работ, выполненных в разные годы разными техниками: маслом, карандашом, чернилами, углем, гуашью. Эдакий парад экспериментов от Горки, прошедшего длинный путь от кубизма к сюрреализму и обратно. Наконец, в одном из залов комплекса фрески выдающегося Григора Ханджяна переносят посетителей в историю Армении. «Создание армянского алфавита», «Битва на Аварайском поле» и «Возрождение Армении», растянувшиеся на всю стену полностью реконструированного зала Ханджяна, являются великолепными образцами монументальной живописи.
…Центр «Кафесджян» (его почтили своим присутствием не только президент и Католикос, но также первые бит-леди и ведущий художественный критик Америки Майкл Киммелман — он прочел лекцию о ценности искусства) наконец заработал в полную мощь. Ереван, всегда считавшийся городом, не чуждым экспериментам и инновациям (вспомним Музей современного искусства – первый на всём советском пространстве), принял еще один крупный альтернативный проект, что внушает бесконечный оптимизм.
Метки: выставки, Горки, Ереван, инсталляции, Каскад, Кафесджян, Музей стекла, новый музей, скульптуры, события, современное искусство, фрески, Ханджян, художники, экспозиции
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.