Синема-пати для ознакомления с армяно-диаспорским кино

Голландскому киноману, избалованному фестивалями и своевременными премьерами от ведущих представителей индустрии — авторского кино и мейнстрима, — зазывают на просмотр фильмов «Цвет граната», «Намус», «Комитас», «Золотой век Бродвея и Голливуда», «Веселый автобус» и «Календарь». Тамошняя пресса пишет, хоть и весьма лаконично, что местная публика пытается нанизать на одну цепочку ленты, созданные в разное время в разных странах, а мы хихикаем: мол, знали бы вы, что объединяет эти картины. Кинофестиваль, на котором показываются фильмы известных режиссеров Армении и диаспоры, продлится до 4 ноября (событие посвящено 25-летию гаагского культурного центра «Абовян»). Мы же воспользуемся случаем рассказать о фильмах-участниках.


«Нaмус»

Кадр из фильма «Намус»

Кадр из фильма «Намус»

Первый игровой армянский фильм (немой и черно-белый) был снят в 1925 году студией «Арменкино». Драматургической основой Амо Бек-Назаряну (он был и сценарист, и режиссер картины) послужил одноименный роман Ширванзаде. Это трагическая (киноведы относят «Намус» к драме) история любви двух молодых людей Сейрана и Сусан, загубленной патриархальными предрассудками. 62 минуты экранного времени повествуют о том, как в городе Шемахе (нынешний Азербайджан) счастливое спасение во время разрушительного землетрясения горшечник и портной решают отметить обещанием поженить своих детей, как только они вырастут. Между тем сын и дочь, о которых договорились горшечник и портной, любят друг друга и тайно встречаются. Свидания до свадьбы строго запрещены в патриархальном кавказском обществе. Разгневанный отец невесты считает, что его честь запятнана (отсюда и название: намус означает честь), и расторгает помолвку. Несчастную Сусан выдают за нелюбимого человека. Сейран клянется отомстить… В ролях О. Абелян, Асмик, О. Майсурян, Гр. Нерсесян, А. Аветисян, Н. Манучарян, С. Мкртчян, М. Шахубатян-Татиева и другие.

«Комитас»

Фильм Дона Аскаряна, кажется, посвящен не жизни и трагедии Комитаса, а его труду, который пророс в родную землю и дал великие плоды. Режиссер, видимо, посчитал своим долгом отметить не столько кровавую историю народа, сколько благодеяния гения в черном монашеском одеянии. Как одно из них — поездки Комитаса по Армении, когда он изучал и собирал народную музыку. Фильм, впрочем, построен на контрасте символов: армянская пастораль и жестокая бойня, которой был подвержен целый народ. (Из эпизодов: женщины собирают ягоды на белую простыню, и простыня окрашивается красным. Красный, как кровь, сок ягод капает в миску…) Дон Аскарян говорит так: «Комитас воплощает в себе две абсолютно противоположные вещи, это гениальная красота армянской культуры и страшная жестокость, с которой армянский народ все время живет. Это абсолютно не политический фильм. „Комитас“ — это документальный фильм о душе Комитаса».

«Золотой век Бродвея и Голливуда»

Рубен Мамулян, американский режиссер армянского происхождения, всецело был отдан индустрии. В Америке он начал в 30-е с фильма «Люби меня всю ночь», где виртуозно работал со звуком, тогдашней новинкой, а в 1935 году снял первый полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» по роману Теккерея «Ярмарка тщеславия». В Голливуде Рубен Мамулян снял 16 шедевров, в которых участвовали самые известные звезды того времени (Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Энтони Куин, Линда Дарнелл, Генри Фонда и другие). Мамулян знал о блеске Голливуда и его брата с Восточного побережья — Бродвея — практически всё. Вряд ли это делает его армянским режиссером, но посмотреть на Холмы с Бродвеем можно и глазами тифлисского армянина, почему бы и нет.

«Веселый автобус»

В 2000 году на экраны вышла картина, потрясшая нас своей чудовищной правдивостью, сочетающейся с гротеском. Город, тонущий в темноте и обломках, погрязший в дождевой воде, перемешанной с пылью разрушенных зданий. Характерный диалект, который прежде ассоциировался с юмором, гостеприимством и искусством, теперь звучит как трагическая песнь. Убери мы пафос сто раз, всё равно ничего не изменится: 1988 год, Ленинакан (Гюмри), в разрушенном землетрясением городе встречаются мальчик и женщина-учительница. У ребенка погибли родители, женщина потеряла мужа… А что еще добавить к описанию щемящей трагикомедии Альберта Мкртчяна?

«Календарь»

Атом Эгоян — один из самых эклектичных режиссеров современности. Его «Календарь» разрывается между Канадой и Арменией. История переходит из одной страны в другую, из настоящего в прошлое, а центральным персонажем являются… армянские церкви. Странный, как все фильмы Эгояна, но посмотреть можно — для общего развития.

Метки: , , , , , , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.