Танец женских чаяний
Гендерная литература пополнилась еще одним образцом. Режиссер Мариам Оганян опубликовала сборник кинодраматургии, пока еще не снятой на пленку и оформленной в виде прозы и миниатюрных пьес. Выглядит «Блестящий вальс» как продуманная психологическая галерея, а читается… как книга женской рефлексии, включающая, между тем, и две остросоциальные зарисовки.
Мариам Оганян известна как режиссер, обеспокоенный правами женщин и их местом в родном обществе. В ее архиве, например, фильм «Голоса», который, как писала пресса, поднимает проблему женской идентичности и сексуальности. За два года до этой картины режиссер смонтировала другую — «От монолога к диалогу». Этот фильм заявлен как анализ менявшегося на протяжении 70 лет кинематографического образа армянской женщины.
«Блестящий вальс», выпущенный издательством «АСОГИК» (Ереван, 2008), продолжает тему женской неприкаянности и дерзости в смысле попытки найти свое место и бросить вызов обществу, законсервированному условностями. «Блестящий вальс» — это набор неудобных ситуаций, в которые время от времени попадает среднестатистическая армянская женщина. Она сомневается на предмет — можно или нельзя ввязываться в отношения с мужчиной, шокирует семью, состоящую из мамы и бабушки, демонстрируя принца-по-требованию, с которым она делит постель, и даже со злорадством признается мужу в том, что он ей противен, а любила она того, кого нет в ее жизни… Получается, что современная армянская женщина, уже достаточно опытная и смелая, всё еще разрывается противоречиями.
На фоне внутренних метаний одной обычной женщины, описанных по-разному, острым рельефом выступают две социальные истории — впрочем, тоже не без участия женщин. Первая — «Спасатель» (жуткая смерть сына от рук отца, и к этой истории у читателя есть вопросы), вторая — «Беженцы», про то, как люди, выброшенные из собственной жизни, ищут себе новое пристанище, и всё зависит от… женщины, разумеется.
Сборник получился не без повторов, и некоторые рассказы выглядят больше прозой, чем адаптированной драматургией (но может, так и задумывалось), во всяком случае иногда сложно себе представить, как на экране будет выглядеть длинная череда мыслей героинь. Но у «Блестящего вальса» — вне всяких сомнений — будет свой читатель.
Метки: армянские авторы, драматургия, женщины, кино, книги, новинки, Оганян, проза
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.