Гюмрийский дом сестёр Асламазян

Ерануи Асламазян. Урок труда

Ерануи Асламазян. Урок труда

Будете в Гюмри — не забудьте как следует прогуляться по центру — с остановками возле причудливых линий и напротив неожиданных надписей. Во-первых, по нему можно изучать историю всеармянской архитектуры в деталях*. Во-вторых, на улице Абовяна работает восстановленная галерея сестёр Асламазян, которую уж точно не стоит пропускать. Вдоволь насладившись видом улицы, увитой литыми балконами и воротами, пройдите во двор, где, собственно, и раскинулась галерея.

Двухэтажное строение, украшенное деревянными балконами, вмещает заметную часть наследия прославленных художниц. Сразу отметим, что Мариам была целеустремленнее и активнее в творчестве, чем Ерануи, потому ее работ здесь больше, а гиды, рассказывая о сёстрах, чаще произносят имя старшей сестры, хотя работы младшей хранятся даже в Третьяковке в Москве.

Гюмри. Двор галереи сестёр Асламазян

Гюмри. Двор галереи сестёр Асламазян

Второй этаж, где выставлены работы Мариам, похож на изысканную ярмарку. Яркие пятна натюрмортов и портретов, обилие персиков и перцев, маски и символы, индийские и прочие восточные темы. Выясняется, что Мариам любила игру насыщенных цветов и… индийские глаза, вдохновлявшие художницу во время ее поездок в эту удивительную страну. Мариам считала, что глаза индианок выразительнее армянских глаз. Обилие ярких красок и уверенных мазков — это символ благодарности в адрес Сарьяна. Мариам считала мастера своим истинным учителем, хотя никогда не училась у него. «В полотнах Сарьяна, — говорила она, — было живое чувство красоты мира… Я объездила всю Армению и увидела, что Сарьян очень правдив, что он изображает нашу страну такой яркой, такой красивой. Я вижу ее такой же. Этому я научилась у Сарьяна». Как писали о Мариам, учиться у Сарьяна ей было легко и естественно, ведь она была прирожденным живописцем. Жила, мыслила и чувствовала цветом, цветом и в цвете воспринимала мир. Ярким, мощным, темпераментным и всеобъемлющим цветом. Общепринятые живописные каноны ей мешали, она рвалась на простор, чтобы выразить ширь и глубину человеческих чувств, настроений и ощущений, которые ее переполняли.

Гюмри. Ворота в галерею сестёр Асламазян

Гюмри. Ворота в галерею сестёр Асламазян

Искусство Мариам Асламазян разнообразно и по темам, и по жанрам. Это композиционно-сложные картины, пейзажи, портреты, особенно женские. «Я много пишу женщин. Я думаю, что все, к чему прикасается женщина, делается возвышенным и привлекательным», — говорила Мариам. Художница увлекалась и керамикой. Но более всего она любила натюрморт. В натюрморте она выразила себя всю — мощную, но тонкую, глубокую и темпераментную.

Мариам Асламазян. Автопортет

Мариам Асламазян. Автопортет

Мариам добилась своего: всю жизнь она стремилась стать более заметным мастером, чем сестра, и даже отказалась ради искусства от радости материнства, будучи дважды женой. В студенческие годы она болела малярией, три года не занималась искусством, но затем взяла себя в руки и наверстала упущенное. Она была при смерти, но держала кисть в руке. Феноменальная воля к искусству сделала из Мариам крупным художником. Ее работы хранятся во всём мире, о ней до сих пор много пишут, ее творчество пристально изучают.

Работа Мариам Асламазян

Работа Мариам Асламазян

Младшая сестра — Ерануи или Еран, как называла ее Мариам, — была мягче по нраву, но не уступала старшей в склонности к прекрасному. Ерануи окончательно сформировалась как художник в России. В тяжелые годы Великой Отечественной войны художница мобилизовала все свои силы на создание произведений, откликающихся на запросы времени. Она любила живопись, но пробовала себя в театральном оформлении, гравюре.

Работа Мариам Асламазян

Работа Мариам Асламазян

Сёстры родились в Османской империи, но в детстве переехали в Гюмри. У них было греческое происхождение, но они посвятили себя Армении. Обе учились в художественном училище, институте, жили подолгу в России. От природы им был дан талант, но они во многом пришли к своим высотам сами. Им был дан оригинальный и извилистый путь, насыщенная событиями и эмоциями жизнь, которую они прожили со всей душевной щедростью. Жизнелюбие, которым они питали свои работы, теперь греет центральный уголок Гюмри. Будете в городе — непременно загляните к сёстрам.

Работа Мариам Асламазян

Работа Мариам Асламазян

*Архитектура Гюмри отчасти сложилась благодаря прибытию беженцев из Западной Армении. Новоиспеченные гюмрийцы построили в городе дома по образу и подобию тех, что они в спешке покидали во время геноцида. Город на протяжении своей истории превращался в архитектурный заповедник, в котором и поныне соседствуют здания самого разного стилистического и географического происхождения, объединенные, однако, общей городской атмосферой.

Метки: , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии (2) на “Гюмрийский дом сестёр Асламазян”
  1. Петр

    тематические ссылки…

    Во-вторых, на улице Абовяна работает восстановленная галерея сестёр Асламазян, которую уж точно не[...]…

  2. arpinetoneyan@gmail.com

    http://www.artpanorama.su/index.php?category=artist&id=191&pid=2864&show=middle&navid=191&navact=artist&right=no
    Очень похожая картина висит в доме сестер Асламазян?

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.