Сто первое лето Хачатуряна
У самого узнаваемого армянского композитора — Арама Хачатуряна — сегодня день рождения. Он, как и русский Пушкин, который, к слову, тоже родился 6 июня, не просто признанный классик, но и всенародно любимый, бесконечно исполняемый автор.
Секрет огромного успеха музыки Арама Ильича очевиден даже для обывательского слуха. Композитор органично соединил в своем творчестве многовековую культуру армянского народа и великие традиции европейской и русской классической музыки. Хачатурян привнес в современную композиторскую школу яркие художественные образы и новые средства музыкальной выразительности.
Мировую известность композитору принесли балеты «Гаянэ» и «Спартак», концерты (для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром), музыка к кинофильмам и театральным постановкам, в том числе к драме Лермонтова «Маскарад». Одним из крупнейших произведений Арама Ильича по праву считается Вторая симфония, посвященная событиям Великой Отечественной войны. «Вторая симфония — реквием гнева, реквием протеста против войн и насилия», — говорил композитор.
Хачатурян был также чутким и тонким педагогом. Долгое время он возглавлял композиторский класс в Московской консерватории и в Гнесинке. В своей педагогической практике он развивал принципы своего учителя — русского композитора Мясковского, но, опираясь на собственный опыт, в течение многих лет формировал свою оригинальную композиторскую школу.
Именем Хачатуряна назван Большой зал филармонии в Ереване, струнный квартет, ежегодный конкурс пианистов и композиторов. Его произведения прочно вошли в репертуар студентов консерваторий, начинающих и известных исполнителей.
О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует и великое число наград. Так, в 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии наук Армянской ССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии «Санта Чечилия» (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян был профессором и доктором искусствоведения (1965).
Метки: композиторы, Хачатурян, юбилеи
Спасибо за заметку.