Зодчий современной Армении
Творец сердца, отец городов, классик, хоть и с приставкой «нео», гений и любимец гордо вышагивающих у носа Каскада ереванцев. Взгляните, уважаемые туристы: это памятник Александру Таманяну — создателю современной Армении. Великий архитектор, автор нынешнего Еревана, генплана нового Гюмри и крупных сооружений в других локациях.
Если есть ли на свете другой такой строитель — напомните. Но Таманян у нас один. Народный архитектор Армянской ССР, лауреат Сталинской премии второй степени, преобразовавший небольшой провинциальный город, коим был в начале прошлого века Ереван, в крупный промышленный и культурный центр — настоящую столицу, рассчитанную, по гениальному плану автора, на 150 тысяч жителей. Зодчий разработал также генеральные планы нового Гюмри, Нор-Баязета (Гавар), Эчмиадзина и других.
Таманян — неоклассик, но он сумел создать идеальный баланс: в его сооружениях и, что уж там, — городах национальные черты зодчества (традиционная декоративная резьба по камню и др.) прекрасно сочетаются с европейской строгостью. Мало кто знает, что в основу городского плана столицы Таманян положил самый прогрессивный метод градостроительства — планировку «солнечных лучей». Концепция стала градообразующей для нынешнего Еревана, центр которого начинается на площади Республики (на ней авторству Таманяна принадлежит Дом правительства Армении).
К другим знаменитым и важным сооружениям зодчего в Ереване относятся: гидроэлектростанция (ЕРГЭС-1, 1926), Национальный театр оперы и балета, Физиотерапевтический, Зооветеринарный и Политехнический институты, обсерватории и анатомический центр Ереванского медицинского института. Таманян когда-то спроектировал Северный проспект, а по его задумке Ереван от центра должен был возвышаться к дальним районам, обнажая вид на Арарат с любой точки столицы. Увы, не все планы мастера были осуществлены с должной тщательностью и добросовестностью: и Арарат нам виден не отовсюду, и Северный получился не такой, как в проекте гения. Однако Таманян, плюс ко всему, успел и смог дать огромный толчок развитию и восстановлению исторических ландшафтов; долгое время архитектор председательствовал в Комитете по защите исторических памятников Армении.
…Родился в 1878 году в Екатеринодаре (Краснодар) в семье банковского служащего. Окончил Кубанское Александровское реальное училище, Петербургскую академию художеств. Близкие вспоминают, что уже в Петербурге Таманян, просматривая чертежи и изображения древних памятников, изъявлял желание работать в Армении.
Александра Таманяна заметили и признали после реконструкции армянской церкви Святой Катаринэ на Невском проспекте. Примерами других ранних работ архитектора являются особняк Кочубея в Царском селе, дом князя Щербатова на Новинском бульваре в Москве. Таманян, по поручению известного востоковеда Николая Марра, спроектировал музей в Ани. Хотя он и не был осуществлён, молодой архитектор получил возможность изучить традиционную армянскую архитектуру.
В 1923 году зодчий переехал в Ереван, где возглавил начавшееся в республике строительство. Таманян был главным инженером местного Совнаркома и членом ЦИК Армянской ССР. Первый генеральный план современного Еревана, созданный архитектором, одобрили в 1924 году.
Метки: Александр Таманян, Ани, архитекторы, архитектура, Гавар, генпланы, Гюмри, даты, Ереван, здания, зодчие, изобразительное искусство, площадь Республики, проекты, российские армяне, сооружения, Таманян, традиции, Эчмиадзин
http://www.damimpex.ru/interestingly/article_20_6.aspx
интересная ссылка