Третье рождение «Спартака»
5-6 мая Ереван встряхнула премьера знаменитейшего балета Хачатуряна. Такой постановки — масштабной, оригинальной и данной по отмашке самого Григоровича — в городе прежде не видели.
В Национальном театре оперы и балета «Спартак» ставился дважды: в 1961 году балетмейстером Е. Чангой и в 1977 году Виленом Галстяном. Третье рождение бессмертного сочинения Хачатуряна произошло несколько дней назад по воле Юрия Григоровича и его соавтора Симона Вирсаладзе, поставившего «Спартак» в Большом еще в 1968 году. Тандем выдающихся балетмейстеров явил публике, по словам балетного критика Асмик Маркосян, «классику ХХ века».
Простые зрители, между тем, отметили, что на армянской сцене впервые за долгие годы развернулось столь крупномасштабное действо, в котором со всей гармонией сочетаются художественная цельность, продуманность мелочей и сложность балетной ткани. Огромные глыбы каменных стен производят неизгладимое впечатление — вот он, гарант атмосферы борьбы. В спектакле доминирует серый цвет, а красные штрихи как пятна рабов и их крови и вовсе выглядят контрастом, но парадокс в том, что и это сочетание составляет одну стройную мозаику, собранную с тонким художественным вкусом. Григорович — любитель детализировать. Постановщик учел каждую мелочь, даже парики и аксессуары.
Это плюс легкая поступь оригинальных образов, исполненных танцовщиками. Рубен Мурадян (Спартак) проявил себя как блестящий актер, а не только танцовщик. Вся его внешняя фактура — рост, яркие черты, переливающаяся пластика — словно вторит образу Спартака. Мурадяновский Спартак — зрелый мужчина, а не импульсивный юнец. Зато Красс Нарека Мартиросяна привлекает неуловимым изяществом. Нарек сдержан, интровертен и высокомерен. Фригия Жаклин Сархошян стала настоящим откровением: эта хрупкая фарфоровая женщина картинно красива. Она сильная и глубокая. Мария Диванян удивительно точно передала образ коварной Эгины. Она не просто порочна — но честолюбива и целеустремленна.
Музыкальным руководителем постановки стал главный дирижер театра имени Спендиаряна Карен Дургарян. Пожалуй, это один из немногих спектаклей, в которых современный состав оркестра звучит по-настоящему профессионально. И это одна из главных побед, к которым театр пришел аккурат к премьере «Спартака».
Метки: «Спартак», балет, премьеры, события, Хачатурян
Я в растерености, кому понравилось?
Всем, кто побывал на спектакле, судя по овациям:)