Другой автор «Маскарада»
Обычно большинство разговоров об армянских композиторах сводится к упоминанию небольшого списка основных (знакомых самой широкой публике) имен: Комитас, Хачатурян и в лучшем случае — Мансурян. Но в реальности следует перечислить имена десятков, если не сотен композиторов, повлиявших на ход истории национальной музыки. Среди выдающихся творцов, например, Эдгар Оганесян.
Музыкальный «Маскарад» по Лермонтову прочно ассоциируется с именем Арама Ильича. А теперь — уточнение. Трехактный балет «Маскарад» написал… Эдгар Оганесян. Он был одним из любимых учеников Хачатуряна по аспирантуре Московской консерватории. Популярный советский композитор очень высоко оценивал труд своего воспитанника — балет «Антуни» (написанный к столетию Комитаса) и вообще всё, что им было создано на тот момент. Позже безгранично любивший и уважавший учителя Оганесян сотворил настоящее художественное чудо: написал балет на… имеющуюся музыку Хачатуряна. Новый «Маскарад» был завершен в 1982 году. Оганесян настоял на том, чтобы его имя не фигурировало в заглавной афише балета и комментировал появление произведения так: «Для балета „Маскарад“ я написал немало страниц партитуры, но фактически не сочинил ни одной своей темы. Все, что сделано мною, — это свободные симфонические композиции на темы Арама Хачатуряна».
Но Оганесян ныне изучается не только по этой причине. Он был выдающийся композитор, оставивший множество великолепных произведений. «Эдгар Оганесян был величайшим композитором 20 века», — такова оценка худрука, первой скрипки Квартета имени Комитаса Эдуарда Тадевосяна. Практически все коллеги музыканта высказываются в том же ключе. Музыковеды единогласно признают: искусство Эдгара Сергеевича является одной из ярких страниц в истории современной армянской музыки. Он был художником удивительного стиля, культуры и мастерства. Музыка Оганесяна произрастает из многовековых традиций национальной музыки, но при этом пользуется современным музыкальным языком. Любимые жанры композитора — опера, балет, симфония, квартет, концерт, в которых работали многие авторы, но у Оганесяна они наполнены новым содержанием.
В 1953 году Эдгар Сергеевич закончил Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса, а в 1957 — Московскую консерваторию под руководством Арама Хачатуряна. С 1962 по 1968 гг. был худруком и директором Ереванской оперы. В 1986—1992 годах руководил Ереванской государственной консерваторией.
Оганесян оставил оперу-балет «Давид Сасунский», балеты «Вечный идол», «Антуни», «Жанна д’Арк», «Суламифь», оратории «Григор Нарекаци», обработки трех симфоний и множества народных песен, произведения для хора. В этом году ему исполнилось бы 80 лет.
Метки: «Маскарад», балет, балеты, даты, инструменты, Комитас, композиторы, концерты, Мансурян, музыканты, Оганесян, события, современное искусство, спектакли, традиции, Хачатурян, юбилеи
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.