О гениальном Кочаре
Никогда не быть начинающим художником. Опередить время почти на столетие. Отказаться от триединства и ввести новое измерение. Быть новатором во всём. Изобрести новые технологии, аппарат для ваяния и электрическую зажигалку в придачу. Стать основателем современной армянской живописи… Сегодня ровно тридцать лет со дня смерти великого Ерванда Кочара.
В Ереване находится «исключительный центр исторического авангарда», как его называют, – музей Ерванда Кочара, действующий уже 25 лет. Он был открыт на месте мастерской художника, а сейчас являет посетителям скульптуру, графику и живопись всех периодов творчества Кочара, фотографии, документы и печатные издания, отражающие многомерную и плодотворную жизнь гениального, как признавали в Европе, художника.
В музее нам рассказали, что творчество художника делится на три периода по городам его проживания: тифлисский, парижский, ереванский. С Тифлиса началась вся его история: он там родился в армянской семье (отец его был выходцем из Арцаха по фамилии Кочарян). В музее хранится одна из первых работ Кочара тифлисского периода, подтверждающая тот факт, что он никогда не был начинающим художником. В 14 лет Кочар написал миниатюрный портрет вдохновившей его девушки, зрелый и совершенный, с точки зрения искусства, и мало кто верит, что на момент создания картины художник был еще фактически ребенком. В Тифлисе он работал в самых разных стилях и жанрах, любил свою Арпеник, чей образ запечатлел не раз.
В 1923-36, живя в Париже, художник не только стал одним из представителей парижской школы, но и оказался среди тех великих (к слову, именно в Париже его впервые назвали гением), кто определил ход событий в европейском авангарде и мировой культуре вообще в то время. В Париже Кочар провел пять персональных выставок, был участником множества заметных групповых экспозиций, выставляясь одновременно с Пикассо, например.
Кочар является основателем нового направления в изобразительном искусстве – так называемой пространственной живописи. Он вывел формулу искусства нового времени: N+1, что предполагало внедрение нового, доселе не использованного и даже непознанного параметра. Теория Кочара заключалась в необходимости вывести линию из плоскости в пространство. Он отрекся от триединства (время, место, действие) и добавил четвертное требование: завоевание пространства. Кочар использовал в скульптуре внутреннее пространство, заставил его работать – и это было в то время (да и сейчас) новым словом в искусстве. Художник многое предвосхищал в художественной культуре, он значительно опережал свою эпоху. Параджанов, увидев кочаровский памятник Вардану Мамиконяну (который не сразу приняли), воскликнул: «Это искусство 21 века!». Кочар изобрел различные технологии, которые ему позволили в полной мере осуществить свою художественную концепцию. Речь, например, об особом способе работы восковыми красками, причем техникой холодного нанесения. Кочар создавал рельефы при помощи воска – это то, что сейчас называется чеканкой по бумаге. В своих изобретениях он пошел значительно дальше: разработал аппарат для ваяния и даже электрическую зажигалку для автомобилей (это изобретении было запатентовано во Франции).
…В 1936 году Кочар репатриировал, не подумав о том, что существовавший в СССР режим губит всё живое. Его на 2,5 года заточили в подвалы КГБ – допрашивали, с какой целью прогрессивный и успешный художник, получивший признание в Европе, прибыл в Советскую Армению. Кочара разлучили с любимой женой Маник, которая осталась во Франции и с которой они больше никогда не виделись… С 1955 года французы просили власти СССР дать художнику возможность выехать в Париж на собственную выставку, но – тщетно. Несмотря на все эти ужасы, через которые прошел художник, ереванский период творчества Кочара отличается особой плодотворностью. На родине он создал такие полотна, как «Экстаз», «Ужасы войны» (здесь он сформулировал понятие хора в живописи), скульптуры «Меланхолия», «Муза кибернетики», памятники «Вардан Мамиконян» и «Давид Сасунский», ставший символом Еревана.
Произведения великого художника экспонируются во многих музеях мира (например, в Лувре), но в ереванском музее сконцентрировалась вся энергетика Кочара — и потому полное впечатление о его гении можно получить именно здесь: проспект Маштоца 39/12.
Метки: выставки, графика, грузинские армяне, даты, Ерванд Кочар, живопись, изобразительное искусство, скульптура, художники
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.