Любимое армянское ремесло
…Пожалуй, самое любимое армянами ремесло — изготовление обуви. Обработкой кожи и производством, даже промышленным, сапог наши умельцы занимаются с древности. Перед обувью у нас и вправду преклонялись, и даже Хоренаци писал, как «Арташес I (189—160 гг. до н. э.), получив царскую власть, жалует также Аргаму, мужу храброму и знаменитому… красную обувь для одной ноги… Такие же милости он оказывает и кормильцу своему Сумбату, кроме… красной обуви». Что означал этот царский жест и кое-что еще по теме — сегодня в «Армянском салоне».
Историки проследили, что в Армении обработка кожи развилась в отдельное ремесло, благодаря чему обувное мастерство ныне основано на крепких традициях, а когда-то очень давно, в Средневековье, наладилось создание армянских рукописей (матянов). Приблизительно с III—IV вв. пергамент для книг выводился из кожи ягненка или теленка. Прочность сырья бесспорна: большинство ценных рукописей того времени сохранилось до нашего времени.
Кожа обрабатывалась армянами и для производства музыкальных инструментов. Но в первую очередь материал уходил на изготовление обуви.
Первый по-настоящему крупный армянский кожевенный завод был основан в Ереване в 1850-е годы Арсеном Габриэляном — многие помнят название предприятия «Занги», так как оно в свое время было наиболее мощным во всем регионе. На «Занги», в частности, обрабатывали кожу под сафьян, строго следуя тысячелетним традициям армянских мастеров. Сафьян — это дубленая кожа козы, весьма популярная у восточных и французских дизайнеров. Сафьян практически безупречен. Он возникает в результате бесконечной череды операций по обработке сырья, а на выходе является ценным продуктом, который может превратиться в еще более дорогостоящий — после пошива обуви из сафьяна.
Вернемся, однако к истории. Мовсес Хоренаци сообщает о небывалой милости, которую обрушил царь на своего приближенного. Но почему именно красную обувь и только для одной ноги? К обуви у нас всегда относились с трепетом, как к священному предмету. По древним поверьям, гласят источники, обувь придавала человеку сверхсилу и могущество. Во многих домах находились обувные символы-обереги — сосуды, украшения и даже подсвечники в форме обуви. Красная обувь была символом царской силы и процветания. На древнеармянских миниатюрах именно царь изображался в алых сапогах. И, вероятно, подарок владыки своему приближенному был символом царской щедрости и расположения. Но поскольку только царь мог носить целую пару красной обуви, то он подарил своему слуге лишь один сапог!
…Из-за особенностей армянского ландшафта, а Армения — страна каменистая, в армии всегда действовали так называемые каменоходные полки. Воины в них носили сапоги с высокими, туго прилегающими голенищами, причем на подошве, утыканной шипами.
По артефактам, найденным археологами, а также по различным историческим описаниям очевидно, что на Армянском нагорье еще во втором тысячелетии до н. э. обувь изготавливали довольно сложным выворотным методом. Речь идет о технологии, при которых подошва прикрепляется к заготовке, затянутой наизнанку и сшитой потайными швами, после чего она выворачивается, как чулок, а затем в нее вставляют глиняные или деревянные правила, которые и придают модели нужную форму. Это крайне сложный и трудоемкий (а армяне иных не признают) способ пошива обуви.
Эта технология сохранилась до наших дней. Более того, армянские обувщики до сих пор считаются одними из лучших мастеров в мире, занятых, что характерно, изготовлением обуви вручную.
Метки: армянская обувь, армянские обувщики, армянские сапожники, артефакты, археология, кожевенное ремесло, мастера, обувное ремесло, производство обуви, рукописи, сафьян, технологии, традиции, Хоренаци, цари
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.