Акоп Гюрджян
…Еще один Гюрджян. Не из семьи живописца, о котором мы писали. Другой. Скульптор-новатор. Художник с фонтанирующей энергией. Настоящий шушинец — темпераментный, но замкнутый, с тонким мужским вкусом. Жил в прошлом веке, учился у Родена, а полное имя — Акоп Гюрджян.
Всё началось в Национальной картинной галерее — у нас, а в Шуши — у художника. Выдохнув от обилия впечатлений после посещения выставки «Урарту: Ванское царство», мы спустились было вниз, к небольшой лавке, в которой продаются большие блестящие художественные альбомы. Один из них был посвящен Акопу Гюрджяну.
Акоп Гюрджян родился в Шуше в многодетной армянской семье. Учился в Шушинском реальном училище, но параллельно искал себя в скульптуре: лепил из глины и грязи, высекал из камня фигуры животных. В 1899 году Акоп попал в частное училище Фидлера в Москве, в котором познакомился со скульптором Паоло Трубецким и стал, под чутким руководством последнего, работать в мастерской. Некоторое время спустя Гюрджян продолжил свое художественное образование в Париже. Там, во Франции, по-настоящему началась карьера Акопа Гюрджяна.
Художник овладел практически всеми стилями и жанрами пластического искусства. В начале своего пути он находился под большим впечатлением и, как следствие, влиянием Родена (что сильно чувствуется в изображениях Толстого, Маргариты Ширванзаде, Добровейна и др.). Позже, в 20-е годы, Гюрджян посвятил себя созданию сюжетных изваяний: речь идет о двух десятках скульптурных композиций — «Христос», «Спящий демон», «Пиета», «Танго» и др. Заявив о себе как состоявшийся портретист, армянский скульптор обратился к монументально-декоративной скульптуре. В более поздние годы Гюрджян создал также целую коллекцию изображений животных, проявив себя как великолепный анималист. В 30-е годы Гюрджяна остро заинтересовал более пикантный жанр — ню. В историю вошли шесть наиболее известных изображений обнаженного тела: «Молодость», «Молодость. Мысль», «Обнажённая на корточках — Кариатида», «Спящая», «Юность. Обнажённая с цветком в руке», «Торс». Работы объединены принципом передачи естественной, не идеализированной, красоты женского тела. Гюрджян изобразил и мужское — портрет танцора и балетмейстера Сержа Лифавря.
Искусствоведы в полном восхищении отмечают умение скульптора раскрыть возможности любого материала. Он работал с гранитом, мрамором, известняком, гипсом, деревом, терракотой, бронзой и т. д. Гюрджян был великолепный психолог — и умел передать суть личности своих персонажей. Скульптору принадлежат весьма выразительные портреты А. Ширванзаде, Ал. Толстого, Сарьяна, Горького, Рахманинова.
…Гюрджян скончался в 1948 году, будучи в зените славы. Спустя 10 лет вдова художника перевезла из парижской мастерской в Армению около 400 его работ. К 125-летию Гюрджяна в Национальной картинной галерее в Ереване открылся отдельный зал скульптора. Довольно крупная часть работ художника хранится за границей — в музеях и частных собраниях.
Метки: Арцах, Гюрджян, даты, изобразительное искусство, музеи, Национальная картинная галерея, скульпторы, скульптура, художники, Шуши, юбилеи
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.