К юбилею Рафаэла Атояна
Рафаэл Атоян занимает прочное место в современной национальной живописи, и мы спешим подчеркнуть этот факт, благо что пора — у художника юбилей.
Замечательный живописец Атоян из плеяды бунтарей, сменивших поколение Сарьяна и Кочара. На первый взгляд, впрочем, он не вписывается в образ шестидесятника — они стремились насытить полотна острым драматизмом и неожиданными контрастами, выразить протест и выпустить вихрь эмоций. Атоян на их фоне — сдержанный созерцатель, наблюдательный эстет, ищущий радость в написании убаюкивающих деревенских пейзажей, спокойных городских картин. При этом его полотна полны выразительности. Он экспериментирует со светом, играет на оттенках, оживляет самый тихий сюжет.
Атоян бесконечно работоспособен. Даже сейчас он не оставляет кисть и без устали трудится над сюжетом любимого поэта Исаакяна — «Абу-Лала Маари». Кстати, c Исаакяном его связывала сама жизнь — Рафаэл Атоян родом из Гюмри, и дед его был соседом Исаакяна, спасшим рукописи поэта от вандализма НКВДшников.
Рафаэл Атоян родился в 1931 году. Учился в Ленинаканской художественной школе им. Меркурова, затем в Ереванском художественном училище им. Терлемезяна, на факультете живописи художественно-театрального института в столице.
В 1970 году прошла его персональная выставка в Югославии, в 1984 — в Вене и Зальцбурге, в 1986 — в Авиньоне, в 1987 — в Маниле. За границей его принимают тепло, с интересом, на родине — искренне любят.
«В работах этого художника, познавшего секреты новейших достижений живописи, нет стремления быть модным, современным. Его восприятие и без того отличается редкой свежестью и современностью. Он уверен, что все истинное и подлинное порождено простыми и естественными движениями души. Воспетая им малая родина, на первый взгляд — тесный и провинциальный мирок, перерастает под его кистью в понятие Родина и живет насыщенной и полнокровной жизнью всего нашего неохватного, тревожного и прекрасного мира», — писал о художнике Акоп Акопян. Минас Аветисян часто повторял: «Ато всегда знает, что делает. Он идет медленно, но очень верно».
Метки: Акопян, Атоян, выставки, Гюмри, даты, живопись, изобразительное искусство, Минас, современное искусство, художники, юбилеи
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.