О базилике
На Арарате обнаружены развалины армянской базилики V—VI, эхом рассказала каждая ереванская редакция. Новость прозвучала из уст Ваагна Гурзадяна — астофизика, нашедшего кратер на священной горе.
В разговоре с коллегами ученый сообщил, что в закрытой зоне, где обнаружили метеоритный кратер, он сфотографировал развалины. Впоследствии выяснилось, что исследователи видели фрагменты ранее неизвестной армянской базилики приблизительно V—VI вв. Поскольку дополнительных сведений об открытии у нас нет, и смущает тот факт, что о находке было написано в журнале «Историко-филологические исследования» еще в 2006 году, но стало известно только сейчас, мы сосредоточимся на армянской базилике как таковой.
Армянская церковная архитектура указанного периода — IV—VI веков — в основном проявилась в базилике. Выдающимися образцами времени стали базилики в Касахе (IV—V вв.), Аштараке (V в.), Ахце (IV в.), Егварде (V в.). Часть архитектурных шедевров создавалась по западному типу базилики — речь, прежде всего, о церквях в Текоре (V в.), Двине (470 г.), Цицернаванке (IV—V вв.), Талине (V в.), Гарни (IV в.), Зовуни (V в.) и Ереруйке (IV—V вв., и это самая древняя из сохранившихся базилик). Трёхнефная Ереруйкская базилика воздвигнута на шеститупенчатом стилобате. Церковь соорудили, по некоторым данным, на месте дохристианского храма.
Слово «базилика» в переводе с греческого означает «царский дом». Является архитектурным сооружением вытянутой прямоугольной формы, условно разделенным на на три продольных нефа рядами колонн, причем средний неф выше боковых.
Базилика проникла в армянскую архитектуру в конце IV века — и развивалась вплоть до конца VII столетия.
Купольная церковная архитектура в Армении развивалась в двух направлениях. Поначалу зодчие предпочитали крестово-купольные композиций.
Великолепие крестово-купольной композиции стало тем магнитом, который притягивал взоры не только туристов, но и специалистов. Архитектурная задача решена до гениальности просто: единство пространства, торжественно завершенного на огромной высоте куполом, виднеющимся из всех уголков церкви. Свет, льющийся из широких окон, дополняет великолепие архитектурной композиции. Наиболее блестящим примером воплощения идеи стала церковь Святой Рипсиме близ Эчмиадзина, построенная в 618 году католикосом Комитасом. В прямоугольный проект церкви вписан крест — его образовали четыре полукруглые абсиды на двух осях симметрии; угловые приделы выполнены в форме квадрата. Объемный купол завершает композицию, а гладкие фасады, прорезанные глубокими парными нишами, подчеркивают строгое великолепие церкви и безупречный вкус ее создателя.
Со временем стали венчать куполами и базилики. В результате слияния старой, крытой деревом базилики и крестово-купольной системы возникло новое архитектурно-художественное решение. Оно характеризуется не только надстройкой купола над базиликой, но и появлением уникальной композиции храмов, в которой вытянутость по типу базилик дополнил крестово-купольный элемент, выполненный куполом на барабане с примыкающими к нему с четырёх сторон сводами.
К ранним купольным базиликам относится церковь Святой Гаяне в Эчмиадзине, построенной в 630 году католикосом Езром.
Метки: ААЦ, архитекторы, архитектура, даты, Ереруйкская базилика, изобразительное искусство, находки, события, средневековая архитектура, храмы, церкви, церковь Святой Гаяне, церковь Святой Рипсиме, Эчмиадзин
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.