Анаит

Фрагмент статуи богини Анаит

В 2010 году каждую десятую новорожденную армянскую девочку назвали — Анаит. Родители, наделяя ребенка божественным именем, надеются на то, что он, в данном случае она, вырастет красивой, мудрой, любящей — счастливой. Анаит — имя главной богини в древнеармянской мифологии. Она отвечала за плодородие и любовь, своим образом и деяниями внушала трепет и безграничное уважение. Анаит покровительствовала и медицине. К ней обращались и в случае болезни.

Армянская мифология представляет собой мозаику арийских верований и культов, почитаемых древними армянами и существовавшую до принятия Арменией христианства в 301 году. Современные армяне условно соблюдают некоторые традиции далекого прошлого, и частью так или иначе сохранившейся мифологической культуры является верность именам языческих богов.

Анаит (арм. Անահիտ) была дочерью (или женой) Арамазда — верховного бога. Она отождествлялась с греческими Артемидой или Афродитой, римской Дианой и египетской Ниити. Анаит звали великой царицей, «Златорожденной», «Золотой матерью» — статуя богини возвышалась в главном храме Ереза (Ерзнка) на берегу реки Арацани. Сам царь Трдат I восхвалял Великую Госпожу Анаит, называя её «славой нации и дарующей жизнь, целомудренной матерью, дочерью великого и доблестного Арамазда». Анаит изображали с младенцем на руках. Образ богини украшал храмы по всей Армении.

В земледельческой стране — Армения была именно такой — почитание богов плодородия уходило в глубокую древность, еще во времена неолита. В VI—IV вв. до н. э. богиней плодородия была Астхик. В III—I вв. до н. э. на первое место вышла иранская (бактрийская) Анаита, покровительница вод, однако ее образ в Армении слился с образами малоазийских богинь плодородия и изображался без символов воды. Её стали именовать «великой матерью», «матерью целомудрия» и объявили покровительницей армян.

Историк Хоренаци писал, что в Армении Анаит пользовалась безграничной любовью. Так, царь Ерванд (IV в. до н. э.), перенеся столицу из Армавира во вновь сооруженный им город Ервандашат, «на север от него построил небольшой городок… назвав его Багараном, что значит „в нем поставлены жертвенники“, и перенес туда всех кумиров, бывших в Армавире». Среди них — образ Анаит.

Древнеармянский Новый год — Навасард — по традиции начинался с празднований в честь Анаит. Тысячи паломников собирались у храмов богини. Празднования сопровождались песнопениями, плясками, состязаниями и пирами. В жертву богине приносили белых быков с позолоченными рогами. Именем главной богини назывался 19 день каждого месяца по древнеармянскому летоисчислению.

В Армении было возведено множество храмов богини. Плутарх писал, что храм в Ерезе был самый роскошный. Марк Антоний, во время военного похода в Армению, разграбил святыню, а его солдаты распилили золотую статую Анаит на куски и доставили в Рим. Позже армяне возвели новую золотую статую Анаит в Ерезе. Бюст, найденный в Западной Армении в 19 веке, ныне хранится в Британском музее. Копия артефакта выставлена в Музее истории в Ереване.

Метки: , , , , , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.