Пересматривая «Механику счастья»

Когда сушит жажда по хорошему кино — вы, кстати, помните, что это такое? — рука тянется к полке с «Механикой счастья», кто бы мог подумать. Был, был период в армянском кино — в нем создавались живые фильмы, и мы поглощали их, не отрываясь от экрана ни на секунду, не замечая, что история, простая до неприличия, трогает сильнее, чем всё то пресное новое кино и сериалы, что наспех скормлены нынешним кинотеатрам и каналам.

Красавица-проектировщица навеки смутила инженера-холостяка. И следом вопрос: а что скажут люди? У Соны — так зовут героиню — трое детей, а Рубен мечтает стать ее вторым мужем, и понятно, что нелегко вот так взять и угодить на родню и всех остальных. Тягучее развитие отношений — много переживаний и сомнений, но фильм захватывает без остатка — спасибо Нерсесу Оганесяну за то, что точно и с любовью зафиксировал ереванскую жизнь образца начала 80-х, причем на его пленке она заиграла всеми оттенками, запела всеми звуками. Картина возвращает в странно-приятное время, когда было к чему придраться, но жизнь была стройна и понятна, как никогда: вот дети, вот мама, вот проекты на работе, вот сад, откликающийся на осень, застолье, запах города и известное завтра… Мелодрама стала кинохроникой армянской жизни того времени, сомнительного, но славного. Режиссеру сильно помогли: сценарист Манук Мнацаканян, написавший отличную кинопьесу, оператор Альберт Явурян, художник-постановщик Рафаэл Бабаян, композитор Арно Бабаджанян, актеры Азат Гаспарян, Алла Туманян и другие.

Азат Николаевич Гаспарян ныне редко появляется на экране. В кино последний раз был замечен в 2000 году, когда снялся в сюрреалистичном фильме «Веселый автобус». В прошлом веке он работал значительно активнее: начиная с 70-го года в «Роднике Эгнар», прошел через «Рождение» (1976), «Маленькую историю любви», «Танго нашего детства» и даже «Наш двор». Вышколенный театральный актер, сохранивший интонации с подмостков, харизматичный киноартист, блестяще справлявшийся с любой ролью — и никаких здесь преувеличений: Азат Николаевич из старой гвардии мастеров, до которых современному поколению расти и расти. И мудрый: «Счастлива та страна, где взаимоотношения „народ — театр — государство“ находятся в нормальном уравновешенном состоянии, то есть все насущные вопросы поднимаются и разрешаются на театральной сцене, а не на одноименной площади. У нас эта гармония нарушена».

Алла Туманян (Сона) родилась в Ереване, здесь же стала актрисой и прославилась, снявшись в культовых «Мужчинах», «Терпком винограде», «Хаосе», «Воде нашей насущной», «Чужих играх» и др. Более двадцати лет служила в театре имени Сундукяна. А потом собралась и уехала в Лос-Анджелес. Может, в том и заключается ее механика счастья. А мы пока пересмотрим ту — из Еревана 80-х.

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.