Армянская скульптура
…О том, что армяне еще в глубокой древности почитали скульптуру, красноречиво свидетельствуют, например, многочисленные каменные головы, отбитые, вероятно, у изображений правителей. Артефакты обнаруживались и всё еще находятся во время раскопок древнеармянских городов.
В Ереване и окрестностях Гюмри археологи когда-то нашли удивительные образцы каменной скульптуры — мужские и женские бюсты, созданные, предположительно, в III век н. э. В средние века (IV—XVII вв.) в Армении развивалась христианская культура, и весь тот период изобразительное искусство, особенно скульптура, было представлено изваяниями на религиозные темы, украсившими церкви. V—VII века вошли в историю Армении как время раcцвета декоративного скульптурного рельефа. Той же эпохе принадлежат каменные памятники — стелы с изображением различных персонажей и сцен, но чаще всего — святые. Музей истории Армении показывает стелу из Талина (V—VI вв.): на ней изображены святые в молитве, вверху восседает архангел Гавриил с державой, а ниже — Иоанн Креститель. Изображения расположены одно над другим в отделённых глубокой бороздой прямоугольных полях. В других стелах тот же принцип развит еще больше: на высоких блоках располагаются друг над другом небольшие клейма, в которых и помещаются рельефы. Совокупность сцен, их порядок зависел от выбранного сюжета.
Церкви и дворцы Армении, по традиции, украшались декоративными рельефами: виноградная лоза и ветви граната, изображения орлов и других птиц и животных на капителях колонн, миниатюрные скульптуры между арками. Каменные рельефы не нарушали плоскость стены, не разбивали ее цельности. Выступая из стен, изображения, точнее, их внешняя поверхность, создавали параллельную основной стене плоскость. Вот вам пример такого решения: выдающиеся скульптуры храма Св. Креста на острове Ахтамар на озере Ван, созданные в Х веке зодчим и скульптором Мануэлом.
Анийские храмы Х-XI вв. украшала декоративная скульптура, но случалось, что изваяния выделялись отдельным объемом: такова, например, статуя царя Гагика I с моделью храма в вытянутых руках.
Гордость армянского изобразительного искусства — Момик. В XIV веке великий художник создал не один неповторимый памятник.
Назовем других выдающихся мастеров средневековой Армении: Тимот, Мхитар, Вардан (XIV век), Аракел и Меликсет (XVI век), Исраел (XVII век).
На рубеже более поздних, XIX—XX, веков творили скульпторы Воскан (Константинополь), Микаелян (Тифлис), а также предпочитавшие Париж Тер-Марукян и Гюрджян. О Кочаре мы писали. Монументальные скульптуры, помимо Кочара, создавали и Меркуров, Степанян, Урарту др.
Современные армянские скульпторы предпочитают работать с мрамором, базальтом, туфом, ониксом и даже янтарем. Отметим одного из главных современных ваятелей: Aра Саркисян.
Армянскую скульптуру развили многие художники-репатрианты: Агаронян, Никогосян, Багдасарян, Чубарян, Арутюнян. В скульптурах Чакмакчяна, Токмаджяна, Годжабашяна, Бабаяна, Шираза национальное искусство пошло еще дальше: свободная обработка пластических форм стала признаком армянского изображения.
Метки: ААЦ, даты, изобразительное искусство, музеи, скульпторы, скульптура, скульптуры, современное искусство, традиции, художники, церкви
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.