Скончался Размик Ароян

Неделя началась и заканчивается новостью об уходе замечательного актера. Размик Ароян, исполнитель ролей в фильмах, ставших классикой национального кино, скончался накануне, не дожив, увы, до глубокой старости.

Он прожил жизнь, полную серьезных испытаний. Слава, признание, крупные работы в кино, успешная служба в театре… и вдруг — лагерь, Сибирь, дом престарелых… Его жизнь была словно череда блестяще поставленных пьес, исполненных с подлинным надрывом. И мало кто верил в то, что она досталась порядочному человеку, мастеру сцены и кадра, любившему больше жизни мать и театр.

И если вы забыли его — подсказка вам. Размик Ароян сыграл Сатина и Какули, Артобана и Монтано на сцене Сундукяна; снялся в 34 фильмах, и если все не перечислить, то как минимум “Шелковицу”, “Лирический марш”, “Аревик” и «Дзори Миро» — легко.

Актер родился в 1947 году в Тегеране в семье советского служащего.

- Помню, когда я был ребенком и мы жили в Тегеране, отец за руку повел меня в кинотеатр. В тот день в синема “Кристалл” показывали армянский фильм “Сердце поет”. Я был еще очень мал, наверное, не старше пяти лет, не все сцены фильма я понимал и воспринимал правильно, но, живя за границей и уже с детства тоскуя по армянскому языку, я впитывал всей своей сущностью происходящее на экране. Каждое слово Грачья Нерсисяна, его дыхание вдохновляли настолько, что мое наивное детское сердце откликнулось на его величие. С этого дня цель моей жизни и ее продолжение определились. Другого пути для меня не существовало.

В 1967 году семья переехала в Армению, и на родине Размик поступил в школу-студию Вардана Ачемяна при Национальном академическом театре имени Сундукяна. Мечта сбылась. После окончания школы-студии Ароян долгие годы работал в том же театре. Его снимали в кино, любили и уважали (хотя трудно сейчас сказать — было ли то настоящее уважение; когда актер попал в беду, его оставили все — уму непостижимо). Мы не будем вдаваться в подробности несчастья. Кто-то посягнул на актера — и он, будучи в состоянии аффекта, ранил обидчика. «…Те десять-пятнадцать лет, что я отбывал наказание, пришлись на самую активную пору моей жизни. Но моя трагедия даже не в том, что я потерял эти годы, а в том, что умерла моя мать. Умерла из-за меня, а меня даже не отпустили на похороны. Для меня самое дорогое в жизни — мать и театр, они на одной чаше весов», — вспоминал актер десять назад.

Он освободился и вернулся в Ереван. И оказался на дне. В буквальном смысле. Без крова, без работы. Однажды он рассказал нашим коллегам: «…Мимо моей скамьи на вернисаже каждое утро проходила очень приятная, интеллигентная женщина, мы даже начали с ней здороваться. Однажды она положила рядом со мной пакет с едой, а наутро велела явиться в Министерство соцобеспечения, где работала. Я даже фамилии ее не знаю, только имя — Арпине. По ее ходатайству меня отправили на медобследование, выявили кучу болезней, и вот я здесь — в доме престарелых. Как будто попал в театр абсурда». Потом наступила осень 2010 года… принесшая ему смерть в безвестности, в доме престарелых, в полном одиночестве, в неприкаянности… Покойтесь с миром, господин Ароян.

Метки: , , , , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.