Дневник «Золотого абрикоса»
Третий день семилетнего фестиваля до краев был наполнен густым коктейлем встреч и кинопоказов. С утра открылся форум «Режиссеры без границ», ближе к полудню внимание фестивальной общественности приковал к себе турок из Германии Фатих Акин.
Он весьма успешен в Европе. Дебютировал в 1998 году с фильмом «Коротко и небольно», за который получил награды в Локарно и Мюнхене. Затем были фильмы «В июле» («Солнце Ацтеков») и «Солино». Четвёртый полнометражный фильм Акина «Головой о стену» (2004) имел большой успех и получил несколько наград, среди которых «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. В 2005 Акин был членом жюри Каннского кинофестиваля; в 2007 году участвовал в нём с фильмом «По ту сторону» («На краю рая») и получил приз за лучший сценарий. В Ереван он приехал с комедией «Душевная кухня» — впервые фильм показали в Венеции. На пресс-концеренции, впрочем, Акин больше рассуждал о том, как было бы интересно снять фильм об армяно-турецких отношениях, передав их, например, через историю взаимоотношений двух боксеров. (Весьма банальная идея, надо признать!)
Тему продолжил Серж Аведикян. После оглушительного успеха «Собачьей истории» режиссер решил, что сегодня кино может играть важную роль в формировании общественного мнения. «Посредством искусства, свободного от политической воли властей, могут произойти изменения в сознании общества. „Золотой абрикос“, мне кажется, выбрал такой путь. Любой фестиваль — это зеркало, отражающее внутренне и внешнее; состояние людей, принимающих фестиваль, и тех, кто прибыл для участия в нем», — поделился он, беседуя с нами.
Фильм «Собачья история» ездит по миру, собирая аплодисменты. На днях он в Мельбурне, затем поедет в Варшаву и Бразилию. Осенью снова приедет в Ереван — на фестиваль ReAnimania. У картины три названия. С французского он переводится как «Собачья история», по-английски — «Лающий остров», по-турецки — «Проклятый остров» (стамбульцы так и называют остров, на котором разворачивается сюжет фильма). У победителя Канн (фильм закроет «Золотой абрикос») будет продолжение. Вторая часть носит рабочее название «Хроники стамбульских уличных собак» и будет готова в 2011 году. «Второй фильм — документальный, я начал работать над ним еще до Каннского фестиваля. Съемки проходили на улицах Стамбула — я очень хотел дополнить первый фильм вторым», — рассказал Аведикян. Вторая часть уже монтируется, и режиссер планирует показать ее в будущем году на конкурсе «Армянская панорама». Второй фильм, подчеркнул Серж Аведикян, — это портрет современного Стамбула. В беседе с нами режиссер несколько углубился в предмет: «Позиция Турции 100 лет спустя осталась той же. Но я думаю, что подход к внутренним трагическим вопросам должен быть мудрым. Очень сложно найти нам, армянам, ту позицию, с которой это было бы понятно не только нам, изнутри, но и всем остальным, в том числе Турции. Я стараюсь избавиться от резкого подхода к вопросу. На мой взгляд, следует информировать новые поколения людей, турок в том числе, но не просто обвиняя и заставляя нести ответственность, а работая с ними. Есть масса тонкостей, которые нужно учитывать. И искусство поможет работать с этими нюансами».
Продолжение дневника фестиваля следует.
Метки: «Золотой абрикос», «Собачья история», Аведикян, кинопоказы, режиссеры, фестивали, фильмы
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.