Наш хулиган Арно

За инструментом

Столько темперамента, столько идей и чувств роятся в песнях и пьесах одного человека, будто их сочинила минимум группа композиторов. Впрочем, почерк Арно Бабаджаняна объединяет всё, что вышло из-под его пера, трудно не узнать в его произведениях ту изюминку, которая характерна исключительно для его музыки.

Она с некоторой сумасшедшинкой — в глубоких серьезных произведениях, исполняемых академическими музыкантами. Она душевная, со струящимся светом — в песнях, которые распевал весь Союз. Имея за серьезное консерваторское образование, шире смотрел на творчество (сказать точнее — слышал весь диапазон музыки, не ограничивался стилями и жанрами). Любил современных русских поэтов, с ними сочинил множество невероятно популярных песен: «Не спеши», «Чертово колесо», «Твои следы», «Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку», «Парижский снег», «Лучший город земли», «Дорога дальняя», «Имена». Его знаменитейший «Ноктюрн» (для фортепиано с оркестром), мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах мое сердце» по сей день — одни из наиболее часто звучащих произведений.

Арно Бабаджанян родился в 1921 году в Ереване. Отец Бабаджаняна был неплохим флейтистом, но не профессиональным. Тем не менее в доме всегда звучала музыка, и уже в 3-4 года Арно не только с нескрываемым удовольствием слушал музыку, но даже пытался наигрывать на старой гармонике. Легенда гласит, что маленького Арно открыл сам Хачатурян. «Однажды к нам в детский сад пришел посетитель. Этот человек попросил нас спеть, чтобы понять, у кого есть слух. Я спел, а также хлопал под ритм. Человек послушал и сказал, что мне надо заняться музыкой. А позже я узнал, что его звали Арам Ильич Хачатрян», — любил вспоминать Бабаджанян. В семилетнем возрасте Арно оказался в специальной группе талантливых детей при Ереванской консерватории. Он учился по классу фортепиано, причем весьма успешно, но всегда выказывал желание сочинять. Бабаджаняну было всего 9 лет, когда он написал «Пионерский марш», который его мгновенно прославил. Дальше были новые попытки заняться композицией, участие в конкурсах и первые призы… Закончил с отличием Московскую консерваторию.

Скульптура в Ереване

Во время войны Бабаджанян руководил ансамблем армейской части и писал патриотические песни. В то же время из-под его пера вышла Соната, частично — знаменитый «Вагаршапатский танец» и Концерт для фортепиано. В 1950 году впервые прозвучала его «Героическая баллада», одна из лучших произведений композитора. В 1952 году он создал другой признанное произведение — Фортепианное трио.

Про Бабаджаняна принято говорить, что он сыграл едва ли не главную роль в развитии армянского и советского мюзик-холла. Он также прославился как автор музыки к фильмам — этот жанр его особенно заинтересовал в последний период жизни (Арно Бабаджанян скончался в 1983 году).

Сегодня традиционным местом, куда приходят поклонники его музыки, является знаменитая и весьма неоднозначная скульптура восседающего за фортепиано Арно в центре Еревана. Многие ругают создателей памятника, называя это «уродством». Нам же кажется, что гротескное изваяние словно вторит музыке неутомимого Арно. Он мог быть таким, каким его увидели скульпторы, почему нет?

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.