Валентин Подпомогов
На всю стену Музея современного искусства растянулись полотна ереванца до мозга костей, любимца широкой публики, крайне талантливого человека, пришедшего в живопись из смежных профессий. Его имя — Валентин Подпомогов, рафинированный армянин, как он сам себя называл.
Валентин Георгиевич Подпомогов (1924—1998, Ереван) был известным советским художником-постановщиком кино. Работал в основном на киностудии «Арменфильм» и, будучи сотрудником студии, дослужился до звания заслуженного художника Армянской ССР. В живопись он пришел поздно. Две трети своей жизни занимался чем-то близким к ней — не только кино и анимацией, но делал любые оформительские работы. Был непревзойденным мастером создания декораций, художником с богатейшей фантазией, головой, полной идей и изобретений. Лучшие надгробные памятники Ереванского пантеона, например, выполнены либо Валентином лично, либо по его эскизам. Друзья наперебой уговаривали ему всецело отдаться живописи — столько в нем было энергии и одаренности. Прожив полвека, он сдался. Написал невероятно выразительную картина «Ностальгия», на которой изображена… обезьяна. Портрет утонувшего в тоске и кручине животного потряс Ереван. Так и начался его живописный этап, принесший нам прекрасные картины.
…Он жил там, где родился, в Ереване, который нежно любил. Он был армянин наполовину, но всю жизнь о нем отзывались «соль Армении», «Кто не знает Подпомогова, то не знает Армению!», не иначе. Художник впитал и тонко передал национальный быт, культуру, почти все оттенки своего города.
Говорят, что Подпомогов дружил со всем Ереваном сразу. К нему тянулись. Его харизма покоряла всех. Друзья вспоминают, что «рядом с ним окружающие словно попадали в другое измерение». Его живопись красноречиво вторит его натуре. Многослойная и яркая, пусть приглушенных тонов, объемная и оригинальная. Загляните в музей и его мастерскую.
Метки: выставки, даты, Ереван, живопись, изобразительное искусство, музеи, Музей современного искусства, Подпомогов, современное искусство, художники
Прошло двенадцать лет как с нами нет художника Валентина Подпомогова. Не стало человека, который представил нам свой удивительный мир через уникальную призму глубоких философских воззрений. Он ушел, но оставил память о себе в сердцах людей. Он ушел, но остались картины, которые не дают мне покоя на протяжение долгих лет.
Все, кто видел работы Мастера, не остаются безразличными к ним: одни восхищается, другие критикуют за непомерную минорность и обреченность его сюжетов, многие спорят о направлении в искусстве, к которому можно отнести творчество художника, но так или иначе разговоры не утихают по сей день, равнодушных нет.
Валентин Георгиевич Подпомогов начал рисовать свои картины в достаточно зрелом возрасте. Учитывая этот факт, а также ту скрупулезность, с которой художник работал над своими холстами, он , к сожалению, не успел создать большое количество работ. Насчитать их сейчас представляется очень сложным, ибо картины разбросаны по всему миру: в частных коллекциях, в музейных экспозициях, а также в руках безжалостных похитителей.
Подпомогов был из числа тех художников, которых нужно знать при жизни, для того чтобы лучше понять и почувствовать его мир, однако, вопросов после знакомства с Мастером могло возникнуть ещё больше, нежели просто любуясь или рассуждая об его картинах. В том возрасте, когда я его видел, а мне тогда было не больше 12 лет, я его запомнил невероятно веселым, очень добрым и отзывчивым человеком. Сейчас, глядя на его картины, по прошествии двадцати лет, я думаю о нем. Думаю о том человеке, которого знал и очень уважал. Нелегкая задача представляется мне, когда пытаюсь в своей голове связать два разных образа: человека, которого я знал, и художника, чьи грациозные и нередко суровые картины заставляют каждый раз словно по-новому переживать, переосмысливать и разгадывать художественные «ребусы», столь безукоризненно созданные художником.
Что меня поражает на первый взгляд в творчестве Валентина Подпомогова так это поразительное отсутствие динамики в его картинах. То, что так всегда меня привлекало и являлось чуть ли не главным критерием моей любви к искусству – «движение», вдруг отходит на второй план. Статичность его монументальных образов захватывает дух. Всё буквально замирает перед глазами зрителя. В начале внимание фокусируется на главном объекте, затем взгляд устремляется к деталям, начинаешь сопереживать с автором и пытаешься разобраться с собственными чувствами и мыслями. Сокрушенность, неопровержимость, серьезность сюжета держат в напряжении, заставляют зрителя «взрослеть» буквально на глазах.
Каждая из картин Подпомогова представляет собой самостоятельную, целостную и невероятно насыщенную литературно-художественную композицию. Его картины помимо эстетического удовольствия вызывают ассоциации с реальной жизнью. «Мыслями в слух» о картинах Подпомогова словно делишься чем-то очень личным и сокровенным. Из моих долгих наблюдений и бесед со зрителями картин Подпомогова я выяснил для себя очень любопытный факт: оказывается, что мысли у зрителей практически не перекликаются, картины вызывают у каждого очень разные и личные ассоциации, интерпретации, эмоции.
Я очень горд за свою страну и за свой город, в котором родился и творил поистине Великий Художник. Он не был чистокровным армянином, но любовь к нашей общей Родине нашла свое достойное отражение в работах на протяжение всего его творческого пути. Подпомогов ещё при жизни стал легендой, к которой стремились многие люди независимо от возраста, национальности и рода занятий. Будучи одним из столпов армянского андерграунда последней четверти XX века, он удивительным образом оставался человеком старого поколения, творцом из другого времени, которое нам сейчас кажется таким далеким, недосягаемым и очень дорогим. Не выходят из головы слова знаменитого искусствоведа Генриха Игитяна, в свое время произнесенные о том, что «произведения Подпомогова претендуют на долгую жизнь». Действительно, иначе быть и не могло, и, несмотря на скромность Подпомогова как человека, как художник он великий философ-гуманист и патриот, и долгая жизнь его картинам была уже давно предопределена их потрясающей судьбой.
Долгие годы под впечатлением великих картин этого художника. Так счастлива сегодня, что нашла в интернете другие его картины, прочитала о его судьбе. Благодарю тех, кто пишет о нем! Видела картины Подпомогова еще в юности, при Союзе, в 1985 году в Музее Современного искусства. Нам тогда много картин показывали о геноциде армян 1905 года. И только картина «Реквием» потрясла по настоящему. Эта пустота и безмолвие — все снесли на своем пути, разрушили и умчались… Только разбитый колокол выкатился вперед. И луч как крест над ним… так и стоит перед глазами. Так преломляется свет, когда глаза полны слез. Веселый и светлый человек, чья Душа полна Любви и боли. Светлая память, Царствие Небесное