Грани Седрака Аракеляна

На Ереван резко опустилось лето. Жара, заставшая нас под синим небом глубокого центра столицы, напоила мыслью — не заглянуть ли в Национальную картинную галерею? И что-то нами определенно двигало накануне, раз мы пришли к полотнам Седрака Аракеляна, а не просто бродили мимо всех авторов. А двигало нами вот что. В конце прошлого года у выдающегося живописца был юбилей, но мы отчего-то его пропустили, и под палящим солнцем, видимо, по ассоциации с его творчеством, мы вдруг спохватились.

Седрак Аракелян — непосредственный, развеваемый романтическими порывами, глубоко эмоциональный и яркий художник. Лучше всего наше впечатление подтверждается словами Мартироса Сарьяна: «Что же получится, если в один прекрасный день из экспозиции Ереванской картинной галереи убрать этюды Аракеляна!..». О нем писали такие известные мастера, как Эдвард Исабекян и Габриэл Гюрджян, искусствоведы Вильгельм Матевосян, Генрих Игитян, литератор Мариетта Шагинян и многие другие. И чем больше времени проходит с момента его кончины (художник прожил короткую жизнь, а в этом году — 126-летие со дня его рождения), случившейся через месяц после открытия первой персональной выставки в 1942 году (остальные экспозиции были посмертные), тем более значительным видится искусство Аракеляна.

Блестящий армянский художник родился в 1884 году в Нахиджеване. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Иванова, Коровина и Архипова. …В 1919 году он обосновался в Ереване, обзавелся семьей. Он был первым директором Художественной школы (ныне училища им. Терлемезяна), где преподавал вплоть до 1937 года.

Прославился прежде всего как автор лирических пейзажей и жанрово-пейзажных картин, но некоторые композиции, в том числе женские портреты, широко раздвигают границы возможностей художника. Тонкий реализм, пропитанный импрессионизмом, выраженный через яркий свет и насыщенные тона, восхищает. Генрих Игитян утверждал, что колористом нужно родиться, а не стать. Аракелян, как, например, и Сарьян, им родился.

На Западе отчего-то больше ценят его сугубо национальные работы: «Старый рынок в Ереване» (1921), «Монастырь на Севане» (1925), «У родника» (1928), «Культуру в горы» (1936), «Зангезур. Старый Горис» (1940) — они все находятся в Нацгалерее в Ереване.

И главное, что нельзя никоим образом пропустить в разговоре о Седраке Аракеляне. Недавно произошло удивительное событие. Совершенно случайно были обнаружены рисунки художника, выуженные из библиотеки Академии художеств! Рисунки нашлись во время ремонтных работ. Эти произведения блестящего пейзажиста Аракеляна стали истинным открытием. Рисунков всего двадцать — но они указывают на неизвестные доселе грани таланта художника: портрет девушки, образ мистической женщины-вамп, автопортрет 1918 года. Работы экспонируются в том же месте — загляните в галерею.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.