Айвазяну исполнилось бы 85
«Карабах — не национальная идея. Нас ограбили, мы потеряли наши земли. Сегодняшняя Армения — всего лишь седьмая часть великого армянского государства. Тем не менее территория не может стать национальной идеей, национальная идея в том, чтобы были мы, чтобы мы возвратились к себе, к своим истокам, своей сути, собрались вместе. Сохранить свое „я“ можно, только живя со своим народом, в своей нации», — это слова легендарного литератора и кинодраматурга Агаси Айвазяна. Сегодня ему исполнилось бы 85.
Крупный творец, мыслитель и патриот, служивший Отечеству последовательно и преданно. Блистательный прозаик и яркий драматург, нашедший себя в кино. Его творчество — или часть — сконцентрировалась аккурат к юбилею. Фонд Агаси Айвазяна (его возглавляет вдова Грета Вердиян) проводит год Айвазяна. В программе марафона — презентация сборника «Пьесы Агаси Айвазяна» на армянском и русском. В Москве, к слову, было издано «Евангелие от Авлабара» — блистательный поток искрометного юмора, тонких наблюдений, которым автор придал безупречную форму. Тбилисские зарисовки ужасно напоминают последнюю книгу писателя, вышедшую при его жизни: «Глубина глубин». Это сборник миниатюр — рассказов, который будет заново презентован сегодня в Союзе писателей Армении. В апреле в Театре кукол в Ереване пройдут айвазяновские чтения. А ближе к осени состоится театральный фестиваль.
Агаси Семенович Айвазян родился в Грузии в семье потомственных кузнецов. Родители Айвазяна бежали туда во время геноцида. В 1942 году Айвазян поступил в Академию художеств в Тбилиси, а позже перевелся в Ереванский художественный институт. В 1954 году он начал публиковать свои рассказы — вначале в армянских изданиях, выходивших в Тбилиси, затем — в Ереване, куда он переехал. В конце 60-х вышел первый сборник рассказов автора.
Айвазян написал сценарий к легендарному «Треугольнику» в постановке Генриха Маляна. Всего драматург создал десяток сценариев. Кстати, любовь к кино привела его к камере — в 55 лет драматург начал снимать фильмы по собственным сценариям («Лирический марш», «Зажженный фонарь»). Но в историю он вошел прежде всего благодаря произведению «Американский аджапсандал» и кинодраматургии.
Метки: Айвазян, грузинские армяне, даты, драматурги, Ереван, кино, литераторы, режиссеры, современное искусство, сценаристы, традиции, фестивали, юбилеи
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.